«Типы переживания одиночества в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности» (диссертация)
Актуальность исследования. В современных условиях социальной, экономической дифференциации общества, повышении роли систем опосредствованного общения людей все большую актуальность приобретает изучение проблемы одиночества человека. Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм - Рейхман), в рамках которого одиночество является патологией, в результате неадекватного удовлетворения потребности в человеческих контактах; интеракционистский (Р. Вейс), трактующий одиночество как нормальную реакцию в результате недостаточного социального взаимодействия; «интимный» (В. Дж. Дерлега, С. Т. Маргулис), определяющий одиночество нормальным опытом в условиях сплошной автомизации общества; когнитивный (Д. Рассел, Л. Энн Пепло, Д. Перлман), понимающий одиночество как состояние не патологическое, возникающий в результате несоответствия между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов; феноменологический (К. Роджерс), в рамках которого одиночество является патологическим состоянием, возникающим в результате отчуждения личности от ее истинных внутренних чувств; экзистенциальный (Ж. - П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом), приписывающий одиночеству положительную оценку и определяющий данное состояние как продуктивное, творческое и изначально присущее человеку. Дж. И. Янг подчеркивает значение трех компонентов — сознания, поведения и эмоций — для определения и лечения одиночества. В рамках предложенной им когнитивно – поведенческой модели одиночества указывается, что специфическое поведение и эмоции, сопровождающие одиночество, часто являются производными индивидуального мышления, атрибуций и допущений. В современных исследованиях часто наблюдается отождествление понятий "одиночество", "уединение" и производные от них. Так, в работе Неумоевой Е.В. «Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте», одиночество рассматривается как амбивалентный феномен (интернальное отрицательное и положительное одиночество, экстернальное отрицательное и положительное одиночество); основаниями субъективного одиночества стали особенности восприятия одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества (личностный выбор, внешние обстоятельства). Таким образом, ситуация добровольного "ухода" как условие нормального развития и существования личности и ситуация негативного переживания, ведущая к ослаблению эмоциональной связи с окружающими, имеют общее название «субъективное одиночество».
Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов, и современных исследований заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование одиночества в его субъективном аспекте, а также определение собственного подхода к изучению феномена одиночества как детерминанты деформированного развития личности. В психологической литературе мы не нашли описания комплексного подхода к диагностике и предупреждению одиночества. Отечественных исследований по теме одиночества в юношеском возрасте крайне мало. Существующее в психологии многообразие подходов к изучению одиночества обуславливает актуальность дальнейших исследований в данном направлении, а работоспособная типология потенциального одиночества - это основное определяющее тактику воздействие на переживание одиночества; основное, что позволяет добиться успеха в лечении одинокой личности.
Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему настоящего исследования.
Научная значимость исследования
1. Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и вносят вклад в формирование целостного подхода к изучению данного феномена, в котором находит отражение понимание одиночества как субъективного социально-психологического переживания, возникающего как реакция на неадекватное удовлетворение социальных потребностей личности.
2. Обоснование и разработка типологии одиночества с точки зрения выявления ранних неадаптивных схем и личностных особенностейв контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества и обеспечивают возможность его квалификации как проблемы развития личности, а выявление причин и механизмов, влияющих на возникновение одиночества раскрывает содержание и особенности данного переживания у девушек юношеского возраста.
Практическая значимость исследования
1. Результаты исследования дают возможность с помощью предложенной программы по преодолению одиночествасвоевременно устанавливать кризисное состояние личности, причины и следствия данного переживания, а также принимать действенные профилактические меры.
2. Был разработан опросник, направленный на исследование субъективного переживания одиночества для девушек юношеского возраста, позволяющий определять, испытывает ли человек чувство одиночества, тип переживания, а также уровень его интенсивности.
3. Полученные результатыпозволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при оказании психологической помощи девушкам юношеского возраста, переживающим одиночество.
Диссертационное исследование включало три основных этапа.
На первом этапе (2007 – 2008 гг.)осуществлялся анализ теоретических взглядов различных авторов относительно природы возникновения и определения одиночества, вырабатывалась собственная позиция относительно проблемы определения одиночества. Результатом этого этапа стала формулировка рабочего определения одиночества, а также разработка опросника, направленного на исследование субъективного переживания одиночества у девушек юношеского возраста.
На втором этапе (2008 – 2009 гг.)была исследована взаимосвязь одиночества со шкалами, описывающими проявления тех или иных личностных особенностей и ранних неадаптивных схем личности.Результатом работы на этом этапе стало описание типов переживания одиночества в контексте ранних неадаптивных схем и личностных особенностей
Третий этап (2009 – 2010 гг.). На данном этапе исследовалась взаимосвязь одиночества с уровнем удовлетворенности социальных потребностей личности. Результатом этого этапа стала разработка типологии одиночества, основанием которой являются ранние неадаптивные схемы и личностные особенности в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности, а также разработка психокоррекционной программы по преодолению одиночества для девушек юношеского возраста.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе«Теоретико-методологические основания анализа феномена одиночества»рассматриваются ведущие теоретические подходы к пониманию феномена одиночества; раскрывается сущность феномена одиночества, дается дефиниция феномена одиночества. Также, проводится сравнительный анализ теоретических подходов к одиночеству с точки зрения удовлетворенности – фрустрированности социальных потребностей личности и раскрываются проблемы психологической помощи и консультирования одиночества.
Во второй главе «Эмпирическое исследование типов переживания одиночества в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности»разрабатывается опросник, направленный на исследование субъективного переживания одиночества у девушек юношеского возраста, исследуется взаимосвязь одиночества со шкалами, описывающими проявления личностных особенностей и ранних неадаптивных схем. Также, разрабатывается типология одиночества, основанием которой являются ранние неадаптивные схемы и личностные особенности в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности. В результате составляется психокоррекционная программа по преодолению одиночества для девушек юношеского возраста.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые на защиту, обозначены перспективы дальнейшего исследования данной темы. Рассмотрим основные выводы:
1. Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показал, что среди исследователей, занимающихся проблемой одиночества, нет единого мнения в ответах на вопросы, касающихся оснований для определения одиночества, основных оценок и характеристик данного переживания, причин его возникновения, а также личностных черт и характеристик одинокой личности.
2. В ходе разработки опросника, направленного на исследование субъективного переживания одиночества у девушек юношеского возраста, было показано, что одиночество является сложным социально-психологическим феноменом, имеющим три типа переживания (переживание одиночества как негативного чувства, переживание одиночества как временного вынужденного явления, отрицание переживания одиночества как негативного чувства).
3. Содержательное описание каждого типа переживания одиночества в контексте ранних неадаптивных схем и личностных особенностей показало, для переживания одиночества как негативного чувствахарактерны следующие личностные особенности: зависимость от окружающих, пессимистическая оценка перспективы, внутренняя напряженность в социальном взаимодействии и следующие ранние неадаптивные схемы: «негативизм» и «подавление эмоций»; дляпереживания одиночества как временного вынужденного явления характерны следующие личностные особенности: демонстративность, склонность к систематичности, налаженности, нарциссизм и ранняя неадаптивная схема: «недостаточный самоконтроль»; дляотрицания переживания одиночества как негативного чувства характерны следующие личностные особенности: изолированность, отсутствие коммуникативных ценностей и своеобразие межличностных отношений).
4. Была разработана типология субъективного одиночества как сложного, многопланового феномена, имеющего три типа переживания (переживание одиночества как негативного чувства, переживание одиночества как временного вынужденного явления, отрицание переживания одиночества как негативного чувства); основаниями типологии субъективного одиночества стали ранние неадаптивные схемы и личностные особенности в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности (в основе переживания одиночества как негативного чувства фрустрация таких социальных потребностей, как потребность в аффилиации, потребность в доминировании, потребность в независимости и потребность в стойкости достижения цели; в основе переживания одиночества как временного вынужденного явления фрустрация таких социальных потребностей, как потребность в готовности опекать, потребность в стойкости достижения цели и потребность в агрессивности; в основе отрицания переживания одиночества как негативного чувства вероятно связано с фрустрацией таких социальных потребностей, как потребность в аффилиации, потребность в самовосприятии, потребность в принятии опеки, потребность в радикализме).
5. Разработанная психокоррекционная программа по преодолению одиночества для девушек юношеского возраста, выстроенная в рамках бихевиорально-когнитивного подхода в психотерапевтической практике, дала положительную динамику при работе по снижению уровня одиночества.
Труевцев Дмитрий Владимирович, канд.психол.наук, доцент, зам. декана по научной работе, доцент кафедры социальной и клинической психологии, АлтГУ, ФПФ, СКП.
Манакова Екатерина Александровна, магистр психологии, г. Барнаул.