Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Дифференциальная психофизиология» (учебник)


Актуальность проекта

Актуальность предлагаемого на конкурс проекта обусловлена тем, что в последние годы в мировой литературе  опубликованы интересные и важные для психологии данные, отражающие механизмы формирования индивидуальных различий в организации психических процессов и состояний.
Эти данные проанализированы, обобщены и представлены в учебнике «Дифференциальная психофизиология. Индивидуальные особенности строения и функций мозга и их отражение в психических процессах и состояниях». Понимание причин широкой вариабельности индивидуальных психометрических показателей внимания, памяти, интеллекта и эмоциональной реактивности давно является насущной задачей психологии. В дифференциальной психологии эта задача решается с позиций анализа роли темперамента и характерологических черт при определении индивидуальных особенностей мышления и поведения, а в представленном учебнике - с психофизиологических позиций: излагаются основные сведения об отражении в архитектуре и функциях мозга таких факторов, как пол, возраст или профиль личностных черт и когнитивного стиля. На примере отдельных форм  психической патологии рассматриваются  закономерности нарушения механизмов селекции информации или эмоциональной   регуляции психических процессов. Современная подготовка   специалиста – психолога невозможна без ознакомления с новейшими научными данными, раскрывающими возможности разработки персонализированных инновационных форм нейрореабилитации и психологической коррекции нежелательных форм поведения.

Научная и практическая значимость 

При изложении материала в учебнике использованы результаты научной работы автора, которая проводилась в содружестве кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета и лаборатории физиологии когнитивной деятельности Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины. К этим исследованиям, посвященным изучению индивидуальных особенностей формирования стратегий творческого мышления и полушарных механизмов селективных процессов, привлекались студенты, магистранты и аспиранты университета, получившие опыт проведения научной работы, с том числе - создания компьютеризированных методик тестирования разных психометрических показателей когнитивной деятельности и многопараметрического анализа массива данных. Две первые вводные главы учебника посвящены общим вопросам организации нервной системы и методов изучения индивидуальных различий, что позволяет упрочить полученные на первых курсах знания по «Общей психологии», «Физиологии высшей нервной деятельности» и «Психофизиологии». Представленные кратко в главах 2, 4-6 собственные результаты выполненной ранее научно-исследовательской работы, поддержанной грантами «Университеты России» и РГНФ; в более подробном виде они опубликованы в центральных российских и зарубежных научных изданиях. Достаточно сжатое изложение учебного материала с использованием многочисленных иллюстраций, в том числе – в цветовом формате, облегчает усвоение студентами результатов нейрофизиологических исследований  механизмов индивидуального разнообразия процессов мышления и эмоциональной регуляции психической деятельности.

Этапы работы

Основное содержание работы (или ее этапы): с использованием систем Scopus, PubMed и Google  проведен поиск научных статей, посвященных изучению вопросов, касающихся дифференциальной психофизиологии; выполнен анализ содержащихся в них материалов и   подготовлена рукопись учебника «Дифференциальная психофизиология», который в конце 2014 г. был издан в типографии Новосибирского государственного технического университета, а  в 2015 г. прошел апробацию в учебном процессе студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Психология». 

Результаты, выводы

Содержание учебника позволяет расширить знания о психофизиологических механизмах индивидуальной вариабельности психических процессов и состояний, которые не были ранее так же подробно представлены в имеющихся учебниках по психофизиологии и нейропсихологии. Учебник «Дифференциальная психофизиология» аккумулирует новейшие сведения о закономерностях индивидуальных различий в функциональной организации активности мозга, обусловленных влиянием факторов пола, возраста, показателей интеллекта, креативности , когнитивного стиля и личностного профиля, а также об изменениях в процессах селекции информации и их эмоциональной регуляции, связанных с развитием патологических состояний психики. Издание отличается интересным иллюстративным материалом, что облегчает  усвоение изложенной информации лицами с разным стилем восприятия информации. 

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 64 читателя
12.03.2024 22:08:22Hulk Egor A
12.03.2024 22:08:21У И О

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su