«Проект как творческая самореализация личности ребенка» (психолого-педагогическая программа дополнительного образования)
Данная работа является четвертым этапом реализации проекта «Уроки творчества».
Этапы реализации
1 этап, 2012 год. Разработка программы «Уроки творчества» по развитию творческих способностей младших школьников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 этап, 2013 год. Создание практического пособия для развития УУД (Свидетельство РФ № 2013 621074)
3 этап, 2013–2014 годы. Доработка и апробация программы.
4 этап, 2015 год. Создание проектов.
Актуальность
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Нереализованность творческого потенциала оказывает деструктивное воздействие на личность и является одной из причин школьной дезадаптации. Самостоятельная, творческая деятельность является одним из средств развития универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Внеурочная деятельность позволяет создать общекультурную, эмоционально-значимую, практико-ориентируемую среду, способствующую формированию и развитию самостоятельной творческой и мыслительной деятельности. Одним из эффективных методов организации творческой самостоятельной работы детей является метод проектов.
Научная значимость
Создание инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских).
Практическая значимость проекта
Универсальность его использования с различными категориями детей.
Приоритетные методы и формы
Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности, интересов и склонностей детей.
Цели и задачи
Цель: создание возможностей для творческой самореализации в процессе проектной деятельности.
Задачи – создать каждому ребенку ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, пробудить его творческий потенциал, познавательный интерес к изучаемому предмету для саморазвития личности.
Краткое содержание
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна: «Путешествие во Вселенную», «Аэродом», «Мой город», «Моя любимая сказка» и другие.
Этапы создания проектов:
- Выбор темы.
- Сбор материала.
- Подготовка проекта.
- Защита проекта.
Результаты и выводы
Эффективность и результативность проектной деятельности подтверждается высокими результатами детского творчества: в 2012 - 2015 г.г. 65 детей приняли участие в выставках – конкурсах, 52 ребенка стали победителями и призерами.
1 и 2 этапы проекта были представлены на Конкурс «Золотая Психея» по итогам 2012 и 2013 годов в номинации «Проект года в психологической практике»:
- 2012 год. «Уроки творчества» (программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников в ФГОС)
- 2013 год. «Рисовальный конструктор: уроки творчества как инструмент развития личностных и регулятивных УУД» (практическое пособие)