«Методика анализа показателей психологических рисуночных тестов»
У нас в стране под названием психологических рисуночных тестов имеются в виду методики, в основе которых лежат рисунки испытуемого на заданную тему. Рисунки, выполненные в других условиях, предполагают использование других методов анализа.
Показатели для психологических рисуночных тестов выделяют обычно на основе использования клинического метода, а также на основе анализа особенностей создания изображений.
Так, Коппиц Е.В. предложила для методики «Нарисуй человека» две системы показателей. Одна из них на основе теста Гудинаф-Харриса и собственного опыта использовалась Коппиц для оценки умственного развития детей. Вторая система строилась на основе методики Маховер и включала 30 «эмоциональных индикаторов», позволяющих выявить детей с эмоциональными проблемами.
Многие утверждения, связанные с применением проективного метода, в рисуночных тестах строго говоря, никогда не проверялись экспериментально, их использование ограничено клинической практикой.
В основе рисуночных тестов лежит представление о том, что лист бумаги олицетворяет собой психологическое пространство, отображает реальный мир в представлениях испытуемого. Все геометрические характеристики рисунка истолковываются, исходя из этого, в прямом смысле. Размер фигуры соответствует психологической величине. Смещение рисунка в пространстве листа соответствует смещению в реальном мире.
В рисуночных тестах чаще всего опираются при интерпретации на следующие показатели:
- Ориентация листа.
- Размер рисунка.
- Расположение рисунка по отношению к верхней и нижней границам листа.
- Расположение рисунка по отношению к левой и правой границам листа.
- Цвет.
- Форма.
Предлагаемая методика
Метод анализа показателей психологических рисуночных тестов иллюстрируется на примере известной методики «Несуществующее животное».
На рисунке 1 (см. дополнительные материалы) показано, каким образом определялись показатели, подвергавшиеся впоследствии анализу. Поскольку размер животного, измеренный по горизонтали, может представлять как длину, так и ширину изображения, он был назван нами «длина-ширина». Размер изображения по вертикали был назван «высота». В анализе личностных характеристик имеет большое значение такой показатель как расположение рисунка животного на листе бумаги. Нами были введены две величины для характеристики этого показателя: нормированная длина-ширина и нормированная высота. Они рассчитывались как отношение расстояния от центра рисунка до края листа по вертикали и горизонтали к ширине и длине листа.
Механизмы продуцирования ответа в проективных методиках
При анализе результатов эксперимента мы использовали понятия инвариантов и преобразований. Так мы выделяли конгруэнтные, перспективные и топологические преобразования, соотнесенные с известными техниками воображения. Когда испытуемый получает приведенную нами инструкцию, он часто идет по наиболее простому пути: сохраняя относительно инвариантными метрические характеристики отдельных животных, заимствуя у них ту или иную часть, он «суммирует» их в пространстве.
Факторный анализ по выборке из 75 испытуемых (юношей и девушек 19-20 лет) позволил выделить три фактора. В первый фактор выделились размеры животного по вертикали и по горизонтали (высота и длина-ширина). Вероятно это аналог величины животного.
В третий фактор вошли количество животных и количество цветов, использованных испытуемым при создании животного. Это факт парадоксальный, поскольку форма и цвет в психологии обычно рассматриваются как независимые переменные. Можно разрешить это противоречие, если связать эти показатели с аналитическим способом решения задачи.
Для адекватной оценки целостного способа создания рисунка можно было бы использовать экспертный метод, поскольку элемент субъективизма здесь присутствует: такие лапы, такой нос, такую шерсть можно найти у нескольких видов животных. Однако именно это и говорит о том, что мы имеем здесь дело с другим способом – типизацией. Способ этот, в общем, противоположен агглютинации, как обобщение, абстрагирование противоположно синтезу.
При этом нужно отметить, что в этот фактор входит и сдвиг по горизонтали, имеющий в известной степени выраженный отрицательный вес. Это значит, что испытуемые, использующие агглютинацию, чаще сдвигают животное по горизонтали влево.
Второй фактор включает ориентацию и нормированное расположение по вертикали. Последний показатель представляет собой расстояние от нижней границы листа до центра рисунка, деленное на размер вертикально расположенной стороны листа. Можно показать, что эта величина равна 0.5, когда рисунок располагается на средней линии по отношению к верхней и нижней границе листа; меньше 0.5, когда рисунок сдвинут к нижней границе; и больше 0.5, если рисунок сдвинут вверх. Таким образом, нормированная величина не зависит от того, вертикально или горизонтально ориентирован лист. И, однако, при этом ориентация и расположение рисунка по вертикали входят в один фактор.
В этот же фактор входит и количество цветов, правда, вес его не достигает на одну сотую уровня 0,5. Однако если наличие такой зависимости подтвердится, можно будет ожидать, что если испытуемый выбирает горизонтальную ориентацию листа, то он чаще сдвигает рисунок к верхней границе и использует больше цветов. Испытуемые, ориентирующие лист по вертикали, склонны сдвигать рисунок к нижней границе и используют меньше цветов.
Результаты:
1. При оценке сложности рисунка нужно учитывать используемые для его создания преобразования.
2. Величина рисунка является независимым фактором и может быть обусловлена независимой личностной характеристикой.
3. Количество цветов и количество деталей, из которых компонуется форма, связаны между собой и, вероятно, эта связь обусловлена использованием аналитического способа решения задачи.
4. Ориентация листа, количество используемых цветов и сдвиг рисунка по вертикали образуют единый фактор, что может быть связано с определенной личностной характеристикой, например эмоциональной стабильностью-нестабильностью.