Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Диагностические метафорические ассоциативные карты “12 архетипов плюс”» (проективная методика)


Актуальность проекта

В современной психологии существует множество методик, направленных на диагностику особенностей личности, которые чаще всего представлены личностными опросниками. Как известно, опросники являются трудоемкими и длительными при их выполнении. В практике психолог очень часто стоит перед выбором того психологического инструментария, который был бы наиболее эффективным для качественной диагностики личности, но при этом не требовал больших затрат со стороны клиента. Методика, предлагаемая авторами, не требует длительного времени при работе с клиентом. Она представляет собой колоду психодиагностических метафорических ассоциативных карт (МАК), направленных на диагностику архетипов личности. Почему именно архетип личности? Архетип личности является той психической структурой, которая играет роль предрасполагающего фактора развития психической жизни человека, способная направлять его поведение. Архетип личности является неким принципом, обеспечивающим психическую реальность специфическими психическими содержаниями. Можно сказать, что архетип — это поведенческий паттерн, являющийся регулятором психической деятельности, который своими образами и идеями побуждает к определенно-прочувствованному действию, обдуманному поведению. Определение психологов ведущего архетипа (или архетипов) личности клиента способствует выявлению жизненных стратегий, целей, желаний, стилей поведения, основных страхов, черт характера, основных потребностей, то есть позволяет описать личность во всем ее проявлении и использовать эти знания для построения тактики и стратегии психологической помощи. .

Научная и практическая значимость

В процессе разработки методики «12 архетипов плюс» посредством эмпирических исследований авторами методики были получены достоверно подробные психологические портреты по каждому архетипу. Таким образом, с помощью предъявления карт, можно определить ведущий архетип личности, а вместе с ним и индивидуально-личностные особенности диагностируемых людей, при этом, не затратив длительное время.

Также в ходе исследований удалось выявить, что у представителей разных профессий доминируют разные архетипы личности. Таким образом, данную методику можно использовать для диагностики профессионального ориентирования. Диагностические МАК «12 архетипов плюс» могут быть применены и в психологическом консультировании, поскольку они позволяет получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Они очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.

Основное содержание работы

Диагностические карты разработаны на основе «Системы 12 архетипов», предложенной К. Пирсон. На основе данной системы, а именно названий 12 архетипов: «Невинный», «Воин», «Сирота», «Служитель», «Искатель», «Разрушитель», «Влюблённый», «Творец», «Мудрец», «Маг», «Шут», «Правитель» — на первом этапе работы был проведен ассоциативный эксперимент на выборке 148 человек, в ходе которого посредством контент-анализа удалось установить, как должны быть изображены данные архетипы. На втором этапе в черновом варианте колода метафорических ассоциативных карт была представлена двумя типами карт. Первый тип карт отражает основные характеристики, действия и образы каждого из 12 архетипов. На этих картах изображены сами архетипы во всех своих проявлениях. Вторая группа карт представлена архетипическими символами: это абстрактные фигуры, «абстрактные вопросы», на которые бессознательно может ответить или которые может задать определённый архетип. Большую роль в этой группе карт играет цвет, поскольку для каждого архетипа соответствует определённая цветовая гамма, которая также отражена на картах. Для одного архетипа это более тёмные цвета, для другого — более яркие и светлые.

На третьем этапе снова был проведен ассоциативный эксперимент (выборка составила 196 человек), в ходе которого удалось подтвердить, что на картах изображены именно те образы и те символы, которые характеризуют каждый из 12 архетипов.

На данном этапе ведется изучение психометрических показателей теста: ретестовая надежность теста, конструктная, содержательная и критериальная валидность.

Результаты, выводы

1. Результаты исследования свидетельствуют о соответствии системы К. Пирсон и тем 12 архетипам личности, которые изображены на МАК.

2. С помощью статистической обработки были определены подробные психологические портреты по каждому из 12 архетипов.

3. Методика «12 архетипов плюс» представляет собой универсальный психологический инструмент, который может быть использован для диагностики индивидуально-личностных характеристик, построения тактики и стратегии психологической помощи.

4. В 2014 году был получен патент на изобретение.

5. Диагностические МАК «12 архетипов плюс» были выпущены тиражом более 100 экземпляров.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su