«Большая игра» (социальный проект по профориентации и социальной адаптации старшеклассников)
Актуальность данного проекта обусловлена несколькими моментами. Во-первых, особенностями возраста. Одной из основных психологических задач юношества является профессиональное самоопределение. Данный проект оказывает поддержку старшеклассникам в этом направлении их личностного развития, показывая, что любой человек с его особенностями может найти свое место в жизни и быть полезным. Во-вторых, актуальность данного проекта обусловлена ситуацией на рынке труда. Не один год наблюдается дисбаланс в спросе и предложении на определенные профессии, и многие молодые специалисты не могут найти работу либо из-за несоответствия своих запросов реальному уровню их профессионализма (возможностей, способностей и т.д.), либо в силу невостребованности выбранной специальности. Проект помогает школьникам расширить представления о своих особенностях, интересах, о рынке труда и о востребованности различных профессий, и сделать их понимание профессионального пути более реалистичным и согласованным. В-третьих, одной из проблем развития современной организации является низкая эффективность сотрудников, связанная с мотивацией или др. причинами. Корни этого видятся в правильном выборе профессии еще в школьном периоде, в соответствии со своими интересами и возможностями. Проект помогает переориентировать школьников при определении профессии с различных внешних атрибутов, таких как престижность, статус и т.д., на свои предпочтения и особенности, так как каждый старшеклассник, удачно самоопределившийся исходя из этих соображений, является потенциально более эффективным сотрудником любой организации.
Цель и задачи:
- формирование активной жизненной позиции школьников старших классов, актуализация самопознания, личного целеполагания, осознанного выбора будущей профессии;
- поддержка детей в применении полученного опыта путем информирования педагогического состава и родителей о результатах тренинга;
- выявление одаренных детей для оказания им в дальнейшем поддержки в различных сферах.
Этапы проекта
I. Диагностическая работа со школьниками: исследование личностных, интеллектуальных, мотивационных особенностей старшеклассников с целью составления целостной характеристики личности, а также отбор одаренных учащихся.
II. Тренинговая работа со школьниками. Программа тренинга опирается на когнитивно-поведенческий и гуманистический подходы. В ходе программы используются психологические упражнения, деловые игры, лекции, беседы, тестовые задания. Тренинг рассчитан на 2 дня по 6 часов (всего 12 часов)
Структура тренинга
Блок 1. Информационный: Что такое профессия? Профессионалы, любители, дилетанты. Основные классификации профессий. Ошибки при выборе профессий. Формула выбора профессии. Рынок труда и востребованность профессий на рынке труда.
Блок 2. Диагностический: актуализация процесса самопознания. Первая часть формулы выбора профессии «Я хочу» – диагностика интересов и склонностей. Вторая часть формулы выбора профессии «Я могу» – диагностика особенностей, способностей и личностных качеств.
Блок 3. Развивающий: навыки целеполагания, принятия решений, навыки самопрезентации, стимулирование учащихся к активному самопознанию, формирование активной позиции в процессе профессионального самоопределения. Данный блок осуществляется в виде различных игр, упражнений и заданий.
III. Просветительская работа с родителями: информирование о целях, результатах, особенностях и значимости проведенной работы, результатах исследования личности учащихся, формулирование рекомендаций по оказанию поддержки детям в выборе профессии. Данный вид работы осуществляется в форме выступлений на родительском собрании.
Все три этапа осуществляются последовательно в каждой из школ в течение приблизительно одного – двух месяцев
IV. Развивающая работа с одаренными учащимися: однодневный фестиваль «История успеха», направленный на развитие мотивации достижения и активной жизненной позиции
Результаты:
- в ходе нашего проекта осуществляется поддержка старшеклассников в профессиональном выборе. Учащиеся всерьез задумываются о выборе профессии, но не имеют достаточной информации о себе и мире профессий, тренинг помогает им сориентироваться в своих особенностях, предпочтениях и ситуации на рынке труда;
- в качестве одного из показателей результативности нами было проведено анкетирование одиннадцатиклассников, которые принимали участие в проекте в предыдущем году, что позволило увидеть результаты отсрочено. Были получены следующие данные: школьники после тренинга стали чаще задумываться о своей будущей профессии, у них изменилась уверенность в себе относительно своего профессионального выбора (мы можем говорить, что в положительную сторону, так как старшеклассники сами часто проговаривали это в конце занятий), у учащихся после тренинга изменились представления о себе и своих личностных качествах, и, соответственно, тренинг оказал влияние на представление старшеклассников о себе. Кроме того, после тренинга школьникам стало легче формулировать и ставить цели, в тренинге больше всего запомнились информация, полученная из тестов и опыт участия в играх, и одиннадцатиклассники рекомендуют младшим товарищам обязательно участвовать в проекте и быть активными. Таким образом, мы можем говорить о том, что основные цели проекта мы реализуем, у школьников актуализируется самопознание, личное целеполагание, а на этой основе формируется осознанный выбор профессии и активная позиция, исходящие из представлений о своих качествах, желаниях и предпочтениях;
- диагностическая работа показала, что наблюдается тенденция к преобладанию мотивации к избеганию неудач среди старшеклассников вообще, и среди выявленных одаренных учащихся в частности;
- за два года реализации проекта в нем приняли участие 81 школа, из них 5001 старшеклассник и 3525 родителей, выявлено 403 одаренных учащихся. Администрации школ активно поддерживают проект и неоднократно выражали благодарность, так же как и учащиеся и их родители.