Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Большая игра» (социальный проект по профориентации и социальной адаптации старшеклассников)


Актуальность данного проекта обусловлена несколькими моментами. Во-первых, особенностями возраста. Одной из основных психологических задач юношества является профессиональное самоопределение. Данный проект оказывает поддержку старшеклассникам в этом направлении их личностного развития, показывая, что любой человек с его особенностями может найти свое место в жизни и быть полезным. Во-вторых, актуальность данного проекта обусловлена ситуацией на рынке труда. Не один год наблюдается дисбаланс в спросе и предложении на определенные профессии, и многие молодые специалисты не могут найти работу либо из-за несоответствия своих запросов реальному уровню их профессионализма (возможностей, способностей и т.д.), либо в силу невостребованности выбранной специальности. Проект помогает школьникам расширить представления о своих особенностях, интересах, о рынке труда и о востребованности различных профессий, и сделать их понимание профессионального пути более реалистичным и согласованным. В-третьих, одной из проблем развития современной организации является низкая эффективность сотрудников, связанная с мотивацией или др. причинами. Корни этого видятся в правильном выборе профессии еще в школьном периоде, в соответствии со своими интересами и возможностями. Проект помогает переориентировать школьников при определении профессии с различных внешних атрибутов, таких как престижность, статус и т.д., на свои предпочтения и особенности, так как каждый старшеклассник, удачно самоопределившийся исходя из этих соображений, является потенциально более эффективным сотрудником любой организации.

Цель и задачи:

  • формирование активной жизненной позиции школьников старших классов, актуализация самопознания, личного целеполагания, осознанного выбора будущей профессии;
  • поддержка детей в применении полученного опыта путем информирования педагогического состава и родителей о результатах тренинга;
  • выявление одаренных детей для оказания им в дальнейшем поддержки в различных сферах.

Этапы проекта

I. Диагностическая работа со школьниками: исследование личностных, интеллектуальных, мотивационных особенностей старшеклассников с целью составления целостной характеристики личности, а также отбор одаренных учащихся.

II. Тренинговая работа со школьниками. Программа тренинга опирается на когнитивно-поведенческий и гуманистический подходы. В ходе программы используются психологические упражнения, деловые игры, лекции, беседы, тестовые задания. Тренинг рассчитан на 2 дня по 6 часов (всего 12 часов)

Структура тренинга

Блок 1. Информационный: Что такое профессия? Профессионалы, любители, дилетанты. Основные классификации профессий. Ошибки при выборе профессий. Формула выбора профессии. Рынок труда и востребованность профессий на рынке труда.

Блок 2. Диагностический: актуализация процесса самопознания. Первая часть формулы выбора профессии «Я хочу» – диагностика интересов и склонностей. Вторая часть формулы выбора профессии «Я могу» – диагностика особенностей, способностей и личностных качеств.

Блок 3. Развивающий: навыки целеполагания, принятия решений, навыки самопрезентации, стимулирование учащихся к активному самопознанию, формирование активной позиции в процессе профессионального самоопределения. Данный блок осуществляется в виде различных игр, упражнений и заданий.

III. Просветительская работа с родителями: информирование о целях, результатах, особенностях и значимости проведенной работы, результатах исследования личности учащихся, формулирование рекомендаций по оказанию поддержки детям в выборе профессии. Данный вид работы осуществляется в форме выступлений на родительском собрании.

Все три этапа осуществляются последовательно в каждой из школ в течение приблизительно одного – двух месяцев

IV. Развивающая работа с одаренными учащимися: однодневный фестиваль «История успеха», направленный на развитие мотивации достижения и активной жизненной позиции

Результаты:

  • в ходе нашего проекта осуществляется поддержка старшеклассников в профессиональном выборе. Учащиеся всерьез задумываются о выборе профессии, но не имеют достаточной информации о себе и мире профессий, тренинг помогает им сориентироваться в своих особенностях, предпочтениях и ситуации на рынке труда;
  • в качестве одного из показателей результативности нами было проведено анкетирование одиннадцатиклассников, которые принимали участие в проекте в предыдущем году, что позволило увидеть результаты отсрочено. Были получены следующие данные: школьники после тренинга стали чаще задумываться о своей будущей профессии, у них изменилась уверенность в себе относительно своего профессионального выбора (мы можем говорить, что в положительную сторону, так как старшеклассники сами часто проговаривали это в конце занятий), у учащихся после тренинга изменились представления о себе и своих личностных качествах, и, соответственно, тренинг оказал влияние на представление старшеклассников о себе. Кроме того, после тренинга школьникам стало легче формулировать и ставить цели, в тренинге больше всего запомнились информация, полученная из тестов и опыт участия в играх, и одиннадцатиклассники рекомендуют младшим товарищам обязательно участвовать в проекте и быть активными. Таким образом, мы можем говорить о том, что основные цели проекта мы реализуем, у школьников актуализируется самопознание, личное целеполагание, а на этой основе формируется осознанный выбор профессии и активная позиция, исходящие из представлений о своих качествах, желаниях и предпочтениях;
  • диагностическая работа показала, что наблюдается тенденция к преобладанию мотивации к избеганию неудач среди старшеклассников вообще, и среди выявленных одаренных учащихся в частности;
  • за два года реализации проекта в нем приняли участие 81 школа, из них 5001 старшеклассник и 3525 родителей, выявлено 403 одаренных учащихся. Администрации школ активно поддерживают проект и неоднократно выражали благодарность, так же как и учащиеся и их родители.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su