«Деятельность педагога-психолога по предотвращению школьного буллинга: гендерно-возрастной аспект» (технология деятельности педагога-психолога)
В проекте представлен опыт работы коллектива авторов по обоснованию технологии деятельности педагога-психолога по предотвращению школьного буллинга с учетом гендерно-возрастного аспекта, что позволяет организовать работу со всеми возрастными категориями учащихся (младшие школьники, подростки, старшеклассники), обеспечить преемственность при переходе в старшее звено, учесть гендерно-возрастной аспект буллинга в консультативно — просветительской работе с родителями, педагогами, администрацией при объяснении причин и интерпретации поведения школьников, а также формы конструктивного реагирования взрослых из ближайшего окружения школьника.
Практически в каждом классе есть ученики, отличающиеся от своих сверстников какими-либо особенностями, что и становится причиной насмешек и издевательств со стороны сверстников. Жертвами постоянной или эпизодической школьной травли (буллинга) становятся порядка 20-25 % школьников, а по результатам некоторых исследований — до 50%. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, что приводит к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь — формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев, виктимизация, жестокость к собственным детям и т. д. При исследовании историй жизни людей, совершающих насилие над детьми, криминалисты находят в их детстве собственный неразрешенный опыт насилия.
Учет гендерно-возрастного аспекта считаем необходимым в силу ряда причин и обстоятельств, наиболее весомыми среди которых являются следующие:
- до недавнего времени проблема буллинга считалась преимущественно «мужской»; однако, в последнее время ситуация существенно изменилась, девочки стали все чаще демонстрировать агрессивные формы поведения.
- в работе с девочками основу составляет профилактика вербального буллинга, тогда как у мальчиков преобладающей формой все же является физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои или нанесение иных телесных повреждений);
- буллинг со стороны девочек более опасен. Женский буллинг более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен;
- у детей, подвергшихся буллингу со стороны группы девочек, в будущем наблюдаются трудности в построении отношений с представителями противоположного пола, они склонны к гиперопеке собственных детей и часто становятся жертвами буллинга на рабочем месте;
- роль буллинга относительно стабильна, ее играют одни и те же мальчики, тогда как роль и положение жертвы больше зависят от ситуативных условий.
- отношение детей к буллингу и формы проявления с возрастом меняются, что естественно требует учета при построении системы профилактических мероприятий. Например, в подростковом возрасте появляются новые, несколько другие причины буллинга. Мальчики пытаются выделиться, привлечь к себе всеобщее внимание, особенно со стороны противоположного пола; при этом нередко пытаются это сделать за счет участия в драках. Достаточно часто попытки установления отношений с девочками сопровождаются проявлениями грубости, наглости при общении с ними.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о буллинге как о длительном физическом или психическом насилии со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Буллинг — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.
В большинстве случаев причиной буллинга становится расхождение внутренней и внешней жизни — стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Изучение возрастной и гендерной специфики проблемы буллинга проводилось в 2013-14 учебном году. В общей сложности в исследовании приняли участие 26 школ Тулы и региона и порядка 3000 учащихся. Для каждой возрастной категории (младшие школьники, подростки, старшеклассники) составлена диагностическая программа
Результаты мониторинга позволили выявить «группы риска» в каждой возрастной категории:
- в начальной школе это дети, у которых показатели агрессивности, тревожности выше нормы, а социометрический статус и самооценка «занижены»;
- в подростковом возрасте — школьники, имеющие, в первую очередь, следующие психологические особенности: низкий уровень принятия других, толерантности, эмпатии, повышенная агрессивность, подростки категории «отвергнутые», подростки, предпочитающие соперничество при решении конфликтных ситуаций;
- в старшей школе — юноши и девушки с предрасположенностью к роли булли; их характеризует повышенный уровень агрессивности, склонность к рискованному поведению, низкий уровень толерантности как личностной так и коммуникативной, низкий уровень принятия других, поведение в конфликтной ситуации соперничество, социальный статус — «звезды» или «предпочитаемые». Еще одна категория старшеклассников, которых следует отнести к «группе риска», это старшеклассники предрасположенные к роли жертвы в ситуациях буллинга. Их характеризует низкий уровень агрессии, избегание как стратегия поведения в конфликте, низкий или средний уровень толерантности, низкий социальный статус в классе или статус «отвергнутых»,
В гендерном аспекте в проявлении школьного буллинга наблюдаются следующие тенденции: девушки более склонны к высмеиваниям, интригам против «жертвы», наклеиванию ярлыков и присвоению кличек, распространению сплетней и слухов, причем эта особенность с возрастом только усиливается; юноши склонны к физической агрессии, физической расправе над «жертвой», тогда как вербальная агрессия, лишь сопутствует травле.
Нами разработаны и наполнены содержанием направления деятельности педагога-психолога с каждой возрастной категорией. В работе с младшими школьниками целесообразно сделать акцент на снижение уровня агрессивности, неконтролируемого чувства гнева и злости; формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева; снижение уровня тревожности; повышение самооценки; развитие чувства эмпатии, способности понимать свои чувства, переживания, состояния и интересы других детей; развитие коммуникативных качеств, оптимизация межличностных отношений, повышение групповой сплоченности
В работе с подростками — снижение агрессивных и враждебных реакций, оптимизация межличностных и межгрупповых отношений, повышение индекса принятия других; обучение навыкам конструктивного реагирования в конфликте, развитие толерантности, эмпатии. Работа со старшеклассниками предполагает работу:
- с «обидчиками» — формирование механизмов эмоциональной саморегуляции, коммуникативной компетентности, умений и навыков конструктивно преодолевать конфликтные и фрустрирующие ситуации, а также умений и навыков конструктивных взаимодействий, толерантных установок на взаимодействие
- с «жертвами» буллинга — повышение личностных ресурсов, совладение с трудной ситуацией и основываться на формировании их жизнестойкости, в структуре которой особое внимание необходимо уделить компонентам вовлеченности и контроля.