«Программа психологической реабилитации психически больных в условиях Таллиннского Дома душевного здоровья»
С 14 октября 2013 года по 16 июня 2014 года на базе Таллиннского Дома душевного здоровья Надежда Олару проводила 33 групповых занятия со взрослыми людьми с особыми психическими расстройствами по программе психологической реабилитации (модификации психотерапевтической методики В.Ю. Слабинского «Древо Характера»), разработанной в русле метода позитивной динамической психотерапии.
Люди с психическими расстройствами часто выпадают из общества, что может усугубить процесс реабилитации больного. Шизофрения - это болезнь, которая, в первую очередь, затрагивает социальные аспекты жизни человека. Такие люди часто замкнуты в себе, утрачивают социальные навыки и у них пропадают эмоциональные контакты с окружающими. Целью Таллиннского Центра Душевного Здоровья является поддержка людей с особыми психическими потребностями в процессе выздоровления, предлагая им качественные услуги. Под выздоровлением подразумевается нахождение нового смысла в жизни, большей самостоятельности, поддерживающих отношений, возможность учиться и работать. Упор ставится на обучении жизни человека в новых для него условиях и возможности жить с болезнью. Одним из главных аспектов реабилитации больных шизофренией является восприятие клиента как полноценной личности с его индивидуальным характером, личными особенностями и потребностями.
Характер – это целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека (Большая советская энциклопедия). Использование модифицированной психотерапевтической методики В.Ю. Слабинского «Древо характера» при работе с людьми с особыми психическими потребностями, в частности, шизофрении, позволило выяснить индивидуальные актуальные конфликты участников группы и способствовало восстановлению/формированию черт характера, наиболее важных для развития эмоционального контакта с окружающими и понятия/принятия самого себя. Теоретический базис методики: концепция характера А.Ф. Лазурского, теория отношений В.Н. Мясищева, современные технологии личностно-ориентированной педагогики.
Первые два месяца (7 сеансов) группа была открытой и в нее могли вливаться новые участники. Начиная с восьмой встречи, группа перешла на работу в закрытом режиме и собиралась для встреч минимум 2 раза в месяц. Продолжительность каждой групповой сессии составляла 2,5 часа. Количество участников группы – 8 человек.
На момент начала групповой работы по результату теста Дембо-Рубинштейн наблюдалось выраженное рассогласование структуры самооценки у участников группы.
При анализе результатов теста «БАК-конфликт» были выбраны актуальные черты характера для работы в группе: справедливость, вежливость, обязательность, толерантность, чистоплотность, послушание, верность, общительность, пунктуальность, искренность, усердие, бережливость, терпение. Также можно отметить, что из перечисленных 13 черт характера только 3 были с низкими баллами (3-5 баллов – справедливость, общительность и искренность), тогда как остальные были завышены (11-12 баллов) - вежливость, обязательность, толерантность, чистоплотность, послушание, верность, пунктуальность, усердие, бережливость, терпение.
Каждое групповое занятие включало в себя подробный разбор одной из черт характера (использовались определения из словарей и энциклопедий), участники группы рассказывали о собственном опыте и семейных концепциях, связанных с данной чертой характера. Анализировались эмоциональные, когнитивные, поведенческие проявления данной черты характера в реальной жизни участников группы. Для закрепления материала использовались арт-терапевтические техники (рисунок, лепка), специальные когнитивные загадки, ролевое моделирование, специально подобранные позитивные аффирмация и формулы аутотренинга.
Алгоритм проведения занятий:
При подготовке к занятию психолог формирует свое собственное понимание отдельно взятой черты характера с использованием справочных материалов из книги Слабинский В.Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» (СПб, 2012).
Занятие начинается с беседы, во время которой психолог объясняет участникам группы суть отдельно взятой черты характера, адаптируя материал к их уровню восприятия.
Для лучшего понимания темы занятия психолог рассказывает специально подобранную народную сказку (христианскую притчу, восточную историю).
Для выяснения того, что участники группы поняли суть черты характера — темы занятия, им предлагается дать толкование нескольких, специально подобранных пословиц и поговорок.
Для проверки понимания участниками группы того, как реализуется отдельно взятая черта характера на поведенческом уровне, им для решения предлагается несколько ситуативных задач: «Как ты поступишь в ситуации?».
Для закрепления пройденного материала участники занятия рисуют, лепят, вырезают и наклеивают образ, символизирующий конкретную черту характера — тему данного занятия (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).
В конце занятия участники группы отгадывают загадку, иллюстрирующую тему занятия и в качестве поощрения получают угощение, символизирующее тему занятия.
Для самостоятельного закрепления пройденного материала в домашних условиях участники занятия получают формулу мини-аутотренинга.
Участники группы отмечали интерес к предложенным темам, активно пользовались возможностью порассуждать о важных и сложных вопросах. Можно отметить, что клиентам с особыми психическими потребностями трудно проводить примеры из своей повседневной жизни по данным темам и они проще/быстрее приводят примеры из времени, предшествующего заболеванию. Можно отметить, что трудности возникали во время интерпретации поговорок, что может сказываться в межкультурных различиях. Самые активные обсуждения и возможность услышать различные мнения приходились на следующие черты характера: любовь, тактичность, честность и щедрость.
За время проведения группы можно отметить/выделить повышение доверия между участниками и их сплоченность. Хорошо приветствовались разогревающие упражнения в начале группы, главным важным ритуалом стало общение перед группой и рассказ о предыдущей неделе и главных событиях в ней.
В результате групповой работы участники группы улучшили свои коммуникативные способности – достигли хорошего контакта как с другими участниками группы, так и с руководителем терапевтической группы. Повысилась ответственность участников группы за свое здоровье. Улучшилась социальная адаптивность. Курирующий врач-психиатр отметил позитивные улучшения в коммуникативной сфере, стабилизацию посещения группы и лечащего врача, более обязательное выполнение врачебных предписаний.
Результаты проекта докладывались на международной конференции: VI Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского (к 140-летию со дня рождения) (Санкт-Петербург, 2014).