«Организационная и практическая деятельность Учебного центра "Синтон"» (система практических наработок и результатов )
Актуальность
В настоящее время перед российским обществом остро стоит вопрос адаптации существующих реалий социокультурной сферы под требования современных темпов развития мирового сообщества. Интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни ставят перед каждым человеком задачи постоянного профессионального, социального, личностного развития. Причем, именно поддержание личностной адекватности существующим условиям функционирования социокультурного пространства оказывается одним из наиболее важных направлений современной социально-педагогической деятельности. Темпы развития современного общества требуют от человека умения синтезировать получаемую из всего обилия формальных и неформальных источников информации в единую, стройную структуру, которая позволит личности сохранить самоидентификационную целостность и дееспособность. Ввиду интеграции культур и конфессиональных направлений, перед нами стоит задача формирования у личности ценностного унифицированного остова, который будет опираться на общечеловеческие ценности, обеспечивающие как благополучное существование самой личности, так и успешное, эффективное взаимодействие личности со всеми субъектами социума. В связи с этим, возрастает роль социальных институтов, реализующих основные принципы современной социальной педагогики и проводящих непосредственно с разными слоями населения работу по повышению личностных адаптационных способностей и по актуализации личностного потенциала устойчивого развития.
Один из важнейших, стоящих перед современных обществом вопросов является развитие социально-педагогических технологий, которые будут адекватны современным социокультурным реалиям и которые будут в полной мере задействовать активные формы обучения, включающие личность в процесс образования. Так, одним из наиболее успешных методов обучения в настоящее время является тренинговая форма, которая позволяет сочетать в образовательном процессе активно-развлекательный и познавательный компоненты, что делает обучение привлекательным и востребованным. Более того, именно тренинговые формы обучения позволяют включить личность воспитуемого в процесс активного осмысления и апробирования изучаемых положений, создавая условия для экологичного и весьма быстрого включения личностью полученных знаний, умений и навыков в свою повседневную жизнь. Одним из значимых моментов при использовании активных форм обучения является привитие воспитуемым активной личностной и гражданской позиции не через теоретизирование, а через практическое доказательство состоятельности общечеловеческих и общегражданских ценностей и норм с точки зрения системного подхода. Таким образом, необходимость занятия активной социальной, гражданской позиции воспринимается личностью как собственный, на практике усвоенный и в жизни доказавший свою состоятельность принцип.
Социальная, научная и практическая значимость
Современные принципы устойчивого развития, включающие в себя экономическую, социальную и экологическую составляющие, требуют от личности соответствия. Социальный компонент единого процесса устойчивого развития подразумевает наличие в личностной структуре участвующих в данном процессе людей двух основных составляющих: ценностные ориентиры личности (обеспечивающие целостность личности и структурированность социально-культурного взаимодействия) и коммуникативные компетенции (позволяющие личности гибко подходить к разным формам социального взаимодействия и общаться с учетом различий в культурных особенностей существующих сообществ). И именно сочетание единого, общечеловеческого ценностного остова и при этом личностной гибкости в плане общения и взаимодействия является в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед социальной педагогикой в контексте развития принципов устойчивого развития.
В настоящее время разрабатываются и апробируются многие программы личностного развития, и одним из наиболее успешных примеров в данной области является разработанный в течение 24 лет автором Н.И.Козловым, кандидатом философских наук, и его коллегами социально-педагогический и учебно-методический комплекс «Синтон-программа». Особая ценность данной программы состоит в том, что она, благодаря привлекательности и использованию активных форм, не требует дополнительных финансовых вложений со стороны государственного бюджета, и при этом – решает многие вопросы, стоящие в настоящее время перед социальной педагогикой.
Значение для развития психологии
Традиции:
С одной стороны – методико-практическая работа находится в русле классических концептуальных психологических моделей, и это подтверждает актуальность традиционного наследия и позволяет транслировать накопленный в отечественной и мировой психологической практике опыт для последующих поколений специалистов и исследователей. Так, методические разработки «Синтона» находятся в русле акмеологической концепции воспитания, которая ориентирована на целостное развитие человека, духовно-нравственного потенциала его личности и индивидуальности в системе образования. «Синтон-программа», как системообразующий методический комплекс «Синтона», являет собой результат адаптации классических и зарекомендовавших себя концепций и методик социально-педагогической и тренинговой работы к существующей социально-культурной действительности. В результате анализа методического содержания можно четко отметить наследие таких теоретических и теоретико-практических концепций, как «репрессивно-вдохновляющий подход» Дж. Пратта, психодраматические методы Я. Морено, использованы результаты исследований групповой динамики К. Левина, стратометрическая концепция интрагрупповой активности в работах А.В. Петровского, нашли свое отражение основные положения работ Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской и др. В процессе разработки методик «Синтон-программы» учтен опыт В.В. Петрусинского, А.С. Прутченкова, А.П.Егидеса, Н.В. Самоукиной, Л.Д. Столяренко. На методологическом уровне «Синтон-программа» представляет собой систему занятий, опирающихся на основные принципы гуманистической психологии, а также современные разработки отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области активных форм обучения, психотехники и психогимнастики. На методическом уровне «Синтон-программа» представляет собой сочетание тематических лекций, психотехнических упражнений, анализа конкретных жизненных ситуаций, групповых дискуссий, ролевых и сюжетных игр, элементов аутотренинга. В целом методический комплекс «Синтон-программа» носит характер логической взаимосвязи отдельных структурных элементов, что позволяет соблюсти принцип целостности педагогического процесса, предлагая воспитуемым стройную систему знаний, умений и навыков, нанизанных на общий ценностный каркас, состоящий из общечеловеческих и социально-значимых ориентиров.
Новации:
При всей опоре на фундаментальные положения классической психологической теории и практики, Учебный центр «Синтон» использует в своей работе новации как технического, так и методологического характера. Так, в процессе проведения учебных занятий очень широко используются последние достижения современных технологий, используются аудио- и видео-устройства, компьютерные системы, что позволяет достичь требуемого уровня привлекательности учебного материала и его перцептивной насыщенности. Также на базе «Синтона» регулярно проводятся экспериментальные исследования альтернативных методических разработок, что позволяет выявить наиболее ценные в практико-методическом плане и адаптировать самые зарекомендовавшие себя методические разработки к условиям отечественных и мировых социокультурных реалий.
Цели
Основные цели деятельности Учебного центра «Синтон»:
1) Повышение адаптационных способностей личности.
2) Оказание населению доступной психологической помощи и поддержки.
3) Развитие организационно-методической системы, реализующей на практике идеи и принципы социальной педагогики и не требующей дополнительных финансовых вливаний со стороны государственного бюджета.
4) Создание условий для непрерывной апробации новых психологических технологий с целью отбора наилучших методических инструментов.
5) Повышение транслируемости психологических и социально-педагогических методик.
6) Повышение практической квалификации специалистов в области педагогики и психологии.
7) Привитие обучающимся активной гражданской позиции.
8) Содействие в интеграции новых социальных моделей взаимодействия, основанных на личностном благополучии и на принципах сотрудничества.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Дееспособная часть населения, как правило - молодые люди в возрасте 18-30 лет.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Основным содержанием работы Учебного центра «Синтон» вот уже на протяжении 25 лет является непрерывное проведение практических учебных занятий для населения. В процессе обучения студенты центра повышают свою коммуникативную компетентность, разбираются с вопросами социальной адаптации и социальной успешности, целеполагания и планирования, межличностных, деловых и семейных отношений, внутриличностного благополучия. В процессе занятий с помощью методических технологий организуется воспитательная среда, способствующая привитию обучаемым общезначимых, общечеловеческих ценностей и принципов взаимодействия. Наиболее значимые ценности, декларируемые и преподаваемые, - а именно: «позитив», «конструктив», «ответственность» - представляют собой адаптированные для широкого круга обучающихся общечеловеческие социально-значимые личностные ориентиры, характеризующие самоактуализирующуюся и социально-активную личность. В рамках используемого в методических разработках «Синтона» понятия «позитив» используются такие понятия, как эмпатия, преобладающе стенический эмоциональный фон, аттрактивность, стремление к субъект-субъектным формам личностного взаимодействия, сотрудничество и взаимопомощь, стремление к развитию и самосовершенствованию. В рамках понятия «конструктив» используются такие понятия и личностные характеристики, как сотрудничество, созидание и творчество, толерантность, межкультурная интеграция. В рамках понятия «ответственность» используются такие понятия, как интернальный локус контроля, личная и гражданская ответственность за возможные и актуальные последствия своей деятельности. Все вышеперечисленные ценности являются необходимыми составляющими личностно благополучной и социально-успешной, социально-адекватной личности, которая как раз и является целью педагогического процесса. Более того, привитие данных ценностей через активные формы обучения позволяет участникам учебного процесса совместно приходить к осознанию значимости и универсальности общечеловеческих жизненных ориентиров, что гарантирует стабильное использование личностью данных ориентиров в процессе дальнейшей жизнедеятельности.
Результаты, выводы
Время деятельности: с 1983 года.
Количество прошедших обучение: более 200.000 человек (только в Москве).
Количество студентов в 2007 году: более 18000 человек.
Среднее количество ежемесячно занимающихся: 1500 человек.
Количество активно проводимых учебных программ: более 70.
Количество представительств: в настоящее время «Синтон» располагает полномасштабным филиалом в Санкт-Петербурге, четырьмя представительствами в России, тремя представительствами на Украине, одним представительством в Германии.
Методики:методическая основа «Синтона», «Синтон-программа», представляет собой стройную систему взаимосвязанных занятий, рассматривающих наиболее актуальные личностные и социальные вопросы. Методики подробно прописаны и пользуются заслуженной популярностью среди практикующих специалистов на протяжении как минимум последних 10 лет.
Прочее:многочисленные рекомендации (в том числе – рекомендации Министерства Образования и Комитета по делам семьи и молодежи), благодарности за результаты работы (от частных лиц и многих организаций), положительные экспертные оценки, награды. «Синтон» является соучредителем Международной ассоциации личностного роста и развития. На недавней научно-практической межвузовской конференции «Социокультурное пространство и просветительство. Идеи XXI века», прошедшей 14 декабря в Доме Ученых, учебный центр «Синтон» и разработанная в рамках методической работы центра «Синтон-программа» получили рекомендации участников и организационного комитета конференции в контексте использования накопленного методического опыта при организации различных культурно-досуговых и просветительских мероприятий для молодежи и с непосредственным участием молодого поколения, в том числе – в рамках общеобразовательных программ и акций. В настоящее время участники учебных программ принимают добровольное участие в благотворительных акциях (сбор вещей для детских домов, приобретение оборудования для школ), проводят дворовые праздники (масленица, праздник двора), субботники.
Выводы
Деятельность Учебного центра «Синтон» направлена на воспитание гармонически развитой, благополучной, социально-успешной и адекватной личности с активной гражданской позицией, и поэтому деятельность «Синтона» является общественно-значимой и общественно-полезной. Методическая работа «Синтона» проводится на протяжении уже почти 25 лет, в результате чего получены систематизированные, адаптированные и подробно прописанные методики, востребованные среди специалистов в области педагогики и психологии, и поэтому деятельность «Синтона» является значимой с точки зрения психологической практики. Результат деятельности «Синтона» - сотни тысяч благополучных людей и гармоничных семей, которые будут воспитывать таких же светлых детей, и это – только начало.
Поэтому нам приятно принимать участие в конкурсе «Золотая Психея» наряду с другими уважаемыми организациями и специалистами, чувствуя надежное дружеское плечо коллег рядом. Вместе – мы сделаем много!