«Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования» (диссертация)
Актуальность
Отмечающийся в последнее время в России экономический подъем предполагает совершенствование системы начального профессионального образования (НПО).
Современные учреждения НПО испытывают большое количество трудностей, основная из которых, - комплектование этих учреждений учащимися, обладающими необходимыми профессионально важными качествами. Особая роль в реанимировании системы НПО отводится психологической службе, способствующей успешной адаптации к условиям нового учебного заведения и дальнейшей профессиональной деятельности учащихся, большинство их которых – это трудные дети, относящие к так называемой «группе риска».
Психологическое сопровождение учащихся начальной профессиональной школы окажет значительную поддержку в подготовки высококвалифицированных рабочих кадров нашей страны.
Научная значимость
* Проанализирована взаимосвязь индивидуально-психологических и личностных особенностей с успешностью обучения в учреждениях НПО.
* Установлены причины и факторы дезадаптационных проявлений у учащихся учреждений НПО и обоснована необходимость оказания им психологической помощи.
* Выявлено, что учащиеся НПО в сравнении со старшеклассниками значительно чаще используют более примитивные механизмы психологических защит, препятствующих успешной адаптации к новым условиям обучения и освоения будущей профессиональной деятельности.
* Определены основные ценностные ориентации и мотивационные установки учащихся НПО, которые проявляются эгоцентрическими устремлениями, преобладанием материальных ценностей в ущерб интереса к профессии, будущей деятельности и запросам общества.
* Предложена модель психологического сопровождения учащихся на протяжении всего периода обучения в учреждении НПО, включающая в себя: организационные и методические подходы, основные направления деятельности психолого-педагогического консилиума.
Социальная и практическая значимость
Социальная и практическая значимость заключается в разработке:
* системы психологического сопровождения учащихся НПО, включающего в себя комплекс диагностических мероприятий, программу тренинговых занятий, консультативно-просветительскую работу;
* основных этапов, форм и содержания деятельности психологов, педагогов, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, участвующих в процессе сопровождения учащихся;
* психолого-педагогических программ оказания помощи учащимся в их адаптации к условиям учреждения НПО и успешному освоению будущей профессии;
* математической модели, с помощью которой возможно раннее выявление учащихся НПО с возможными нарушениями социально-психологической адаптации.
Значение для развития психологии
Проведенное исследование, во-первых, обогащает психологическую науку современными исследованиями личностных и индивидуально-психологических особенностей учащихся профессиональных лицеев и колледжей; во-вторых, оказывает существенную поддержку всем специалистам, работающим в системе НПО, так как подробно раскрывает принципы, этапы, методы психолого-педагогического сопровождения трудных учащихся (а таких в этих учреждениях большинство); в-третьих, исследование вносит свой вклад в решение одной из государственных важнейших проблем - подготовка высококвалифицированных рабочих кадров.
Цель исследования
Разработка системы психологического сопровождения учащихся, с трудностями социально-психологической адаптации во время обучения в учреждениях начального профессионального образования.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Психологи, педагоги, социальные педагоги, мастера производственного обучения, инженерно-педагогические работники, администрация профессиональных лицеев и колледжей.
Полученные результаты могут быть использованы в деятельности учреждений НПО при реализации психологического сопровождения участников учебного процесса; для успешной адаптации подростков к новым условиям учреждения НПО и профессионального становления будущих рабочих; при выявлении в ходе скрининговых обследований на начальном этапе обучения учащихся с возможными отклонениями адаптации; для оказания психологической помощи учащимся образовательных учреждений; в коррекционной работе практических психологов. Данные исследования можно применить в чтении лекций по курсам «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Девиантология».
Основное содержание работы
В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования было проведено комплексное социально-психологическое, психофизиологическое и психологическое обследование 200 (100 юношей и 100 девушек) учащихся 1-3 курсов (15-17 лет) учреждения начального профессионального образования Гатчинского профессионального лицея №38 и Ленинградского машиностроительного техникума им. Ж.Я. Котова. В качестве первой контрольной группы были обследованы 80 учащихся (40 юношей и 40 девушек) старших классов (10-11 классов) школ г. Гатчины и Гатчинского района, которые являлись слушателями подготовительных курсов для поступления в высшие учебные заведения. Материалом для второй контрольной группы послужили архивные данные по учащимся профессионально технических училищ Ленинградской области (1985-87 гг.).
Исследование проводилось поэтапно.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ допрофессиональной подготовки (при зачислении и первом месяце обучения) проводились изучение документов абитуриентов, социально-психологическое обследование: беседа, анкетирование, социально-психологический опрос, изучение личностных особенностей и склонности к девиантному поведению.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (через 4 месяца после зачисления) выявлялся уровень адаптации учащихся к условиям нового учебного заведения, изучались мотивация к учению, вероятность дезадаптационных нарушений и способы их компенсации.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ проводилась коррекционная работа с учащимися, у которых были выявлены сложности в адаптации: высокий уровень нервно-психической неустойчивости, личностной тревожности, сниженный адаптационный потенциал. До и после оказания психологической помощи проводилось социально-психологическое обследование: беседа и интервьюирование преподавателей и мастеров производственного обучения, анкетирование учащихся, изучался общий уровень самооценки. Анализировалась эффективность коррекционных мероприятий.
НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ учебно-производственного сопровождения с помощью методов социально-психологического изучения (беседа и интервьюирование преподавателей и мастеров производственного обучения, социологический опрос, анкетирование, беседа) выявлялись возможные сложности: в межличностном взаимодействии, в обучении и т.п. с целью оказания психологической помощи. Проводились коррекционные мероприятия.
НА ПЯТОМ ЭТАПЕ рекомендаций по дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности (на последнем курсе обучения) проводилось консультирование молодого специалиста относительно перспектив дальнейшего трудоустройства (условий и режимов труда с учетом личностных особенностей).
Обобщенная схема психологического сопровождения учебного процесса в учреждениях НПО, на основе которой педагогом-психологом составляется программа сопровождения, отвечающая потребностям, специфике учреждения НПО, в котором он работает, представлена отдельным файлом.
Результаты исследования
1. Выявлено, что у учащихся учреждений НПО в современных условиях вследствие воздействия комплекса социальных, экономических и психологических факторов происходит снижение адаптационных возможностей и уровня общего интеллектуального развития, а также наблюдается деформация ценностных ориентаций и мотивационных установок.
2. Установлено, что признаки дезадаптации у учащихся НПО обусловлены особенностями предшествующего развития и воспитания, что влияет на успешность
начального профессионального обучения.
3. Установлено наличие признаков истероидной и шизоидной акцентуаций характера у учащихся учреждений НПО, а также высокий уровень личностной тревожности, что в целом способствует формированию деструктивных видов психологических защит (отрицанию, регрессии, реактивным образованиям).
4. Определены основные принципы, направления, методы и формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в учреждениях НПО.
5. Предложен и апробирован комплекс психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, направленный на психологическую помощь учащимся при обучении в учреждениях НПО.