«Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками» (печатное издание)
Актуальность
Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают и учителя, и психологи, и родители. Эта задача была актуальной всегда, а в периоды социальной нестабильности получает и дополнительную значимость.
«Кто из нас, работая учителем и принимая под свое руководство новый класс, не мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только преподавать, учить и воспитывать, но и жить в полном смысле этого слова? Кто из нас, работая вожатым, воспитателем или психологом, не задумывается о создании дружеской атмосферы в руководимых нами детских объединениях с расчетом на то, что именно дружба станет «приводным ремнем» всех остальных педагогических целей и проектов? Да и какой директор не хочет, чтобы в руководимом их учительском и преподавательском коллективе царили не склоки и сплетни, а дух товарищества и взаимопомощи, который является основой стабильной работы образовательного учреждения?
В общем, все мы, как в обычной жизни стремимся иметь друзей и страдаем от недостатка дружеского участия, так и в нашей работе сознательно направляем свои усилия на то, чтобы обрести, достичь, создать, сформировать (ни один из глаголов не является полностью адекватным) дружбу среди окружающих нас детей и взрослых» (с. 4).
Значимость
Социальная значимость. В книге представлены принципы работы с детскими коллективами, способствующие воспитанию у подрастающего поколения таких социально важных качеств, как ответственность за себя, коллектив, окружающий мир, доброта, ориентация на сотрудничество и т. д. Эти принципы нацелены и на то, чтобы развить духовно-нравственный мир детей и подростков.
Практическая значимость. В книге представлен широкий набор коллективно-творческих дел, игр, упражнений и методических приемов с подробными инструкциями по применению, а для некоторых — и с описанием их непосредственной реализации. Все упражнения и методики даются в четко построенной логической системе, в которой понятна целесообразность их применения.
Научная значимость. Предложен психологический анализ важнейших этапов и процессов становления сотрудничества и дружбы в детских и подростковых коллективах.
Значение для развития психологии
Обогащает практическую психологию работы с детьми подростками новыми идеями и методами, в теоретическом плане вносит вклад в описание и анализ феномена дружбы.
Цели
1) проанализировать процессы и этапы развития дружеских отношений в коллективе;
2) представить программу психолого-воспитательной работы с детскими и подростковыми коллективами;
3) предложить практический инструментарий для решения психологических и педагогических задач, возникающих при работе с детскими коллективами.
Аудитория
Школьные психологи, социальные психологи, социальные работники, педагоги, вожатые детских и подростковых организаций.
Содержание работы (книги)
Описана социальная ситуация, в которой сейчас формируются и функционируют детские и подростковые коллективы. Обсуждаются философские и социальные аспекты дружбы как индивидуального и коллективного феномена. Проанализированы этапы, процессы, механизмы, связанные с феноменом дружбы. Представлена система упражнений, методических приемов, коллективно-творческих дел — описание, комментарии тренера, отзывы участников.
Результаты, выводы
Выстраивание деятельности детского и подросткового коллектива с опорой на законы дружбы помогает качественно улучшить взаимоотношения в коллективе и его эффективность, способствует самопознанию и развитию гармоничной личности.
«Нам дружба нужна сама по себе среди воспитываемых нами детей, или она является неким условием и «средством» для осуществления других педагогических целей и проектов?
Мне кажется, и то, и другое. С одной стороны, дружба важна сама по себе, ибо она должна быть в идеале естественной средой обитания детей, а с другой стороны, она является инструментом развития ребенка, неким педагогическим средством, благодаря которому он может нормально развиваться как личность. Ведь только в дружеской атмосфере, чувствуя поддержку друзей и товарищей, у ребенка открываются возможности самораскрытия, которые как катализатор ускоряют все процессы личностного роста» (с. 11).