Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2014 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Создание русскоязычной версии методики A. Hirschi, D. Lage ”Фазы принятия карьерного решения“» (методическая разработка)

Авторы:

  • Лисовская Наталья Борисовна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

  • Богдановская Ирина Марковна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Института психологии , Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

  • Трощинина Екатерина Андреевна

    ассистент кафедры организационной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Актуальность

В настоящее время формирование карьерной готовности у студентов представляется одной из ключевых задач системы высшего профессионального образования России. Решение данной задачи предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс новейших технологий по развитию карьерной готовности, базирующихся на богатейших отечественных традициях и богатейшем зарубежном опыте.

На этапе окончания вуза студенту необходимо сформировать собственное представление о профессиональной карьере, освоить навыки активного поведения на рынке труда, научиться управлять своим профессиональным развитием, воспринимать и аккумулировать информацию из смежных областей. Учась в вузе, молодой человек должен заложить мощную основу для профессиональных достижений во всей последующей деятельности. Однако, как показывают многочисленные исследования, не каждый выпускник готов строить карьеру в выбранной профессиональной области. В связи с этим, повышается значимость психологического консультирования в области построения карьеры и в том числе определения этапов (фаз) карьерного решения и их содержания.

Одним из способов исследования данной проблемы является методика Six-Phase Model of Career Decision-Making, разработанная A. Hirschi, D. Lage. В ходе диагностики испытуемым предлагается выбрать наиболее соответствующее их профессиональной ситуации описание этапа карьерного решения. Поскольку в России на данный момент отсутствуют опросники изучающие фазы принятия карьерного решения, данная методика привлекла наше внимание своей простотой применения, объяснительным потенциалом и эвристическими возможностями.

Научная и практическая значимость

Исследование психодиагностических возможностей данной методики объясняется задачами профессионального консультирования, и, прежде всего, необходимостью для российских специалистов иметь экспресс-методы диагностики этапов карьерного решения. Оперативное получение психологической информации будет особенно актуальным при групповом (массовом) обследовании.

Ни в одном из современных исследований не рассматривается гипотеза о различиях в степени карьерной готовности у студентов на различных фазах принятия карьерного решения. Для ее проверки A. Hirschi в своем исследовании на выборке шведских студентов показал, что на завершающих этапах карьерного решения студенты обладают более высоким уровнем карьерной готовности. При этом у них линейно уменьшается количество вариантов выбора карьеры; на первой и последней стадии принятия карьерного решения отмечается большее количество студентов мужского пола.

Основные этапы работы:

  1. Получение разрешение от автора методики A. Hirschi на апробацию и публикацию полного русскоязычного текста методики «Фазы принятия карьерного решения».
  2. Перевод текста методики на русский язык, который включил в себя:
    • подготовку первичного перевода текста с английского на русский язык
    • экспертную содержательную оценку перевода, которая предполагала адаптацию лексики и грамматики языка к особенностям генеральной совокупности, для которой предназначен тест
    • проверку эквивалентности перевода оригиналу, предполагающую соотнесение полученного перевода опросника с внесенными поправками лексического и грамматического плана с оригиналом, конкретной процедурой такой проверки явился обратный перевод с русского языка на английский.
  3. После достижения эквивалентности перевода и оригинала опросника следующим этапом явилась стандартная процедура психометрической проверки теста, которая включала анализ пунктов теста и проверку теста по основным психометрическим характеристикам: надёжности и валидности. Внешняя валидность методики подтвердилась в ходе корреляционного анализа порядкового этапа (фазы карьерного решения) с мотивационными установками участников исследования. В результате дисперсионного анализа установлено, что показатели мотивации к карьере значимо различаются в зависимости от фазы принятия карьерного решения. Полученные результаты показывают, что определение шести фаз карьерного решения на выборке российских студентов, можно рассматривать в качестве прогностического параметра мотивационного компонента карьерной готовности.

Результаты и выводы

Проведенная нами психометрическая проверка методики позволила сделать вывод о ее эффективности и возможности использования в практике работы отечественных психологов.

Психодиагностические возможности русскоязычного варианта методики A. Hirschi, D. Lage «Фазы принятия карьерного решения» соответствуют задачам карьерного консультирования: позволяют осуществлять экспресс-диагностику этапов карьерного решения и их психологического содержания.

Важнейшим направлением дальнейшего исследования прогностических возможностей методики является исследование гендерных особенностей принятия карьерного решения, а также уточнение результатов на выборках студентов, обучающихся в вузах с различной образовательной направленностью.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе