«Создание русскоязычной версии методики A. Hirschi, D. Lage ”Фазы принятия карьерного решения“» (методическая разработка)
Актуальность
В настоящее время формирование карьерной готовности у студентов представляется одной из ключевых задач системы высшего профессионального образования России. Решение данной задачи предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс новейших технологий по развитию карьерной готовности, базирующихся на богатейших отечественных традициях и богатейшем зарубежном опыте.
На этапе окончания вуза студенту необходимо сформировать собственное представление о профессиональной карьере, освоить навыки активного поведения на рынке труда, научиться управлять своим профессиональным развитием, воспринимать и аккумулировать информацию из смежных областей. Учась в вузе, молодой человек должен заложить мощную основу для профессиональных достижений во всей последующей деятельности. Однако, как показывают многочисленные исследования, не каждый выпускник готов строить карьеру в выбранной профессиональной области. В связи с этим, повышается значимость психологического консультирования в области построения карьеры и в том числе определения этапов (фаз) карьерного решения и их содержания.
Одним из способов исследования данной проблемы является методика Six-Phase Model of Career Decision-Making, разработанная A. Hirschi, D. Lage. В ходе диагностики испытуемым предлагается выбрать наиболее соответствующее их профессиональной ситуации описание этапа карьерного решения. Поскольку в России на данный момент отсутствуют опросники изучающие фазы принятия карьерного решения, данная методика привлекла наше внимание своей простотой применения, объяснительным потенциалом и эвристическими возможностями.
Научная и практическая значимость
Исследование психодиагностических возможностей данной методики объясняется задачами профессионального консультирования, и, прежде всего, необходимостью для российских специалистов иметь экспресс-методы диагностики этапов карьерного решения. Оперативное получение психологической информации будет особенно актуальным при групповом (массовом) обследовании.
Ни в одном из современных исследований не рассматривается гипотеза о различиях в степени карьерной готовности у студентов на различных фазах принятия карьерного решения. Для ее проверки A. Hirschi в своем исследовании на выборке шведских студентов показал, что на завершающих этапах карьерного решения студенты обладают более высоким уровнем карьерной готовности. При этом у них линейно уменьшается количество вариантов выбора карьеры; на первой и последней стадии принятия карьерного решения отмечается большее количество студентов мужского пола.
Основные этапы работы:
- Получение разрешение от автора методики A. Hirschi на апробацию и публикацию полного русскоязычного текста методики «Фазы принятия карьерного решения».
-
Перевод текста методики на русский язык, который включил в себя:
- подготовку первичного перевода текста с английского на русский язык
- экспертную содержательную оценку перевода, которая предполагала адаптацию лексики и грамматики языка к особенностям генеральной совокупности, для которой предназначен тест
- проверку эквивалентности перевода оригиналу, предполагающую соотнесение полученного перевода опросника с внесенными поправками лексического и грамматического плана с оригиналом, конкретной процедурой такой проверки явился обратный перевод с русского языка на английский.
- После достижения эквивалентности перевода и оригинала опросника следующим этапом явилась стандартная процедура психометрической проверки теста, которая включала анализ пунктов теста и проверку теста по основным психометрическим характеристикам: надёжности и валидности. Внешняя валидность методики подтвердилась в ходе корреляционного анализа порядкового этапа (фазы карьерного решения) с мотивационными установками участников исследования. В результате дисперсионного анализа установлено, что показатели мотивации к карьере значимо различаются в зависимости от фазы принятия карьерного решения. Полученные результаты показывают, что определение шести фаз карьерного решения на выборке российских студентов, можно рассматривать в качестве прогностического параметра мотивационного компонента карьерной готовности.
Результаты и выводы
Проведенная нами психометрическая проверка методики позволила сделать вывод о ее эффективности и возможности использования в практике работы отечественных психологов.
Психодиагностические возможности русскоязычного варианта методики A. Hirschi, D. Lage «Фазы принятия карьерного решения» соответствуют задачам карьерного консультирования: позволяют осуществлять экспресс-диагностику этапов карьерного решения и их психологического содержания.
Важнейшим направлением дальнейшего исследования прогностических возможностей методики является исследование гендерных особенностей принятия карьерного решения, а также уточнение результатов на выборках студентов, обучающихся в вузах с различной образовательной направленностью.
- Статья И.М. Богдановской, Н.Б. Лисовской, Е.А. Трощининой «Психодиагностические возможности методики A. Hirschi , D. Lage «Фазы принятия карьерного решения» в исследовании карьерной готовности выпускников вуза»
- Статья «Психологическая готовность к построению карьеры и технологии её диагностики» в «Психологической газете»