«Психологическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ в адаптационный период» (комплексная профилактическая программа)
Актуальность.
Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребенок пойдет в детский сад. Все родители по разному готовятся к этому важному событию. Их беспокоит, как ребенок адаптируется к детскому саду.
Адаптация в переводе с латинского — приспособление. Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в ситуации адаптации: к новым детям, родителя. Поэтому всем участникам необходима помощь психолога.
В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации детей.
Основное содержание работы.
Материал к данному проекту нарабатывался и систематизировался с 2010 г. В 2014 году проект был дополнен видеофильмом «Мой день без мамы» и завершен.
Цель проекта: сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса, через организацию здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- Создать благоприятный психологический климат и комфортные условия для всех участников.
- Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей.
- Организовать щадящий режим адаптации для детей.
Содержание работы
На начальном этапе проводится работа с семьей. За месяц до открытия группы проходит родительское собрание «Адаптация — это серьезно», на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребенка к поступлению в детский сад и процессу адаптации.
Психологом разработаны буклеты для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Ребенок идет в детский сад», «Как снять эмоциональное напряжение у детей в адаптационный период» и др.
Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребенка и прогноза адаптации. Беседует с ними по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы.
Главное для малышей — безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребенок чувствовал себя благополучно.
Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребенок может уединиться и отдохнуть, что положительно влияют на психическое здоровье ребенка.
В приемной оформлен информационный центр для родителей, где есть уголок психолога: «Адаптация — это серьезно» с рубриками: «Готов ли ребенок к детскому саду», «Как подготовиться к важному событию», «Воспитание общительности», «О режиме», «Привыкать к новому легче постепенно», «Первые дни в детском саду», «Техника расставания».
Адаптация для ребенка — это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребенка из семьи в детский сад должен быть плавным. Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно. Групповой график адаптации составлен так, чтобы каждому ребенку, можно было уделить внимание.
Первые дни — самые трудные, малыш находится в детском саду 1-2 часа, число часов, постепенно увеличивается.
Маме предлагается альбом «Здесь вас ждут, здесь вам рады», для рассматривания дома вместе с ребенком. Альбом содержит фотографии из жизни детского сада, для того чтобы родители и ребенок заранее познакомились с детским садом.
В адаптационный период педагоги под руководством психолога проводят с детьми игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с каждым ребенком, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.
Ведется карте наблюдения за ребенком в период адаптации, где фиксируются результаты.
По окончанию адаптационного периода проводится «Праздник знакомств».
Задачи:
- Познакомить родителей: с детским садом; со специалистами, которые на протяжении пяти лет будут работать с детьми.
- Показать родителям: помещения ДОУ, где и чем занимаются и будут в дальнейшем заниматься дети.
- Привлечь родителей к взаимодействию.
До начала праздника родители с удовольствием рассматривают фотогазету «Наша жизнь в детском саду».
Праздник начинается с ритуала приветствия. Психолог проводит игры на снятия напряжения и настрой на совместную деятельность. В программе праздника: визитная карточка детского сада, презентация специалистов: старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель рассказывают о своей работе. В заключении родителям дарят «Информационный буклет о ДОУ».
Визитная карточка семьи: родители рассказывают о своем ребенке, как прошла адаптация, ожидания от посещения ДОУ.
Вниманию родителей предлагается просмотр видеофильма «Мой день без мамы»: дети на зарядке, коллективные и индивидуальные игры. Психолог показывает, как правильно организовать игру с ребенком «Собери пирамидку», «Вкладыши».
Экскурсию-презентацию ДОУ проводит заведующий. Она показывает помещения детского сада, пищеблок, где родителям предлагается дегустация блюд из детского меню и рецепты их приготовления.
После экскурсии музыкальный руководитель проводит фрагмент музыкального занятия: родители вместе с детьми играют и танцуют.
Праздник заканчивается чаепитием, для которого повара испекли вкусный пирог.
В заключение проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность организацией адаптационного периода» с целью изучения плюсов и минусов.
В результате:
- повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода;
- снизилась заболеваемость детей, а главное в результате такого подхода: 30% детей с легкой, 70% — со средней степенью адаптации и ни одного ребенка с тяжелой;
- по итогам анкетирования: 54% родителей оценили организацию адаптационного периода на отлично, 37% — хорошо, 9% — удовлетворительно, неудовлетворительных оценок нет.