«Песочная терапия как метод сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра» (реабилитационная программа)
По данным научной организации «Autism Speaks», в мире 67 миллионов людей с расстройством аутистического спектра. Это наиболее быстро распространяющееся нарушение развития. Сегодня каждый 68-й ребенок страдает аутизмом.
Помимо классической триады признаков расстройства (нарушения в коммуникации, нарушения в социальном взаимодействии, стереотипные формы поведения), практически все специалисты отмечают и нарушение работы сенсорных систем у таких детей.
Песочная терапия позволяет преодолеть барьеры сенсорной дезинтеграции, дает возможность ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать.
Представленный опыт может быть полезен специалистам, работающим с данной категорией детей.
Цель реабилитационной программы: формирование и развитие навыка интегрирования сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра, используя техники песочной терапии.
Сроки реализации образовательной программы:
- Февраль-март 2014 г. – создание образовательной программы для конкретного коррекционного образовательного учреждения.
- Апрель-декабрь 2014 г. – реализация реабилитационной программы «Песочная терапия как метод сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра» в Областном центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды».
- Январь 2015 г. – подведение итогов реализации рабочей группой.
Описание проекта
Целевая группа: 20 детей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющие расстройство аутистического спектра, посещающие занятия в БУ ВО ОЦРДП «Парус надежды».
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра имеет ряд особенностей: длительная адаптация к специалисту, помещению; специфическое реагирование на сенсорные стимулы, на неизвестные ранее ситуации (вплоть до агрессии и аутоагрессии); трудности в понимании инструкции; соблюдение индивидуальных стереотипов и ритуалов поведения; быстрый отказ в случае неуспешности выполнения задания; отсутствие коммуникации; специфическое использование речи; погруженность в собственные интересы.
Все эти и другие трудности создают препятствия для создания программ разного вида для таких детей. В своей работе мы используем план упражнений и игр с различным материалом, комбинируем их. Это позволяет быть более гибкими в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и отталкиваться от их актуальных потребностей, подкрепляя при этом конструктивные формы поведения и проявления коммуникации.
Работа в рамках проекта каждое занятие включает 4 этапа:
- Организационный момент (ритуал начала занятия для данного ребенка; использование визуального расписания; возможность манипулирования с уже знакомым и успешным предметом).
- Диагностика эмоционального состояния детей (определение потребности ребенка, выбор игр и упражнений в соответствии с ними).
- Использование техник песочной терапии (использование игр с «живым», кинетическим песком; упражнения в классической (юнгианской) песочнице; техники песочной анимации; сенсорные игры с водой).
- Итог занятия (ритуал завершения занятия для данного ребенка; использование визуального расписания; использование индивидуального поощрения; консультирование родителей).
План упражнений и игр с использованием «живого» и кинетического песка:
- Знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста;
- «Отпечатки»;
- Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
- Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
- Игры на поверхности стола;
- «Копаем огород» (использование лопаты, граблей, без тактильного взаимодействия с песком);
- «Найди камушки (буквы, цифры, бусинки, животных и др.)»;
- «Печем куличи» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);
- «Секретики» (прячется различный по тактильным ощущениям материал);
- «Пекарня»;
- «Автотрасса» (перемещение предмета/машинки по заданной линии в песке);
- «Сделай так»;
- «Роем норки»;
- «Строим замок»;
- «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней);
- «Забор, мост, дом» и другие.
План упражнений и игр с использованием классической (юнгианской) песочницы:
- Знакомство с песочницей, наблюдение за игрой специалиста;
- «Отпечатки»;
- Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
- Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
- Использование сухого/мокрого песка;
- «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
- Использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки);
- Игры с фигурками животных/людей; проигрывание диалогов и другие;
План упражнений и игр с использованием техник песочной анимации:
- Знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за игрой специалиста;
- «Отпечатки»;
- Пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
- Рисуем кисточкой/пальцем в песке;
- Рисование без подсветки/с подсветкой.
- «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
- Добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке;
- Добавление/смена цветного песка;
- Разные способы рисования;
- Рисование в группе.
- Написание букв/цифр на песке и другие.
По итогам реализации данной реабилитационной программы были получены следующие результаты:
- установление контакта со специалистом;
- обогащение сенсорного опыта;
- преодоление сенсорных барьеров;
- интегрирование ощущений различных модальностей;
- развитие проприоцептивных ощущений;
- формирование и развитие зрительно-моторной координации;
- развитие коммуникации;
- уменьшение актов неконструктивного поведения.
Оценку результатов и динамику реализуемого проекта отслеживали с помощью метода наблюдения, видеофиксирования, опросника сенсорно-моторной истории для родителей детей Шэрон Кермак и Элис Миллер.