«2-я Международная научно-практическая конференция “Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире”» (27-28 февраля 2014 года, Пенза)
2-я Международная научно-практическая конференция «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире» состоялась в Пензенском государственном университете 27-28 февраля 2014 года. В фокусе обсуждения конференции оказался широкий спектр проблем, связанных с адаптацией мигрантов: от проблем адаптации детей-мигрантов в школе и вузе, этнопсихологических проблем адаптации мигрантов на постсоветском пространстве и методологических проблем социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности до проблем, связанных с изучением социально-психологических и психолого-педагогических аспектов билингвизма.
Н.Р. Маликова (Москва) охарактеризовала глубину проникновения культуры принимающего сообщества в жизнь иммигрантов, отметив, зависимость данного феномена не только от ресурсов культурного капитала, но и от уровня межэтнического взаимодействия, частоты межкультурных контактов. Именно по показателям масштабности и глубине проникновения, межкультурные контакты иммигрантов имеют разные типы последствий, определяющих стратегии социально-культурной адаптации: культурная ассимиляция, аккультурация, межкультурная кооперация, этнокультурный изоляционизм, межкультурная интеграция. Ключевым в условиях глобализации становится понятие не только скорости, но и адекватности культурно-информационного обмена.
В докладе Р.М. Шамионова (Саратов) был развит тезис о том, что субъективное благополучие личности в условиях миграции опосредовано рядом важных факторов, главными из которых являются характеристики принимающего сообщества, включая настроенность на принятие мигрантов с их социально-психологическими и культурными характеристиками, стратегии аккультурации, включая такие переменные как позитивность отношения к группе большинства и своим прежним культурным связям и отношениям, отношениями к миграции и ожиданиям будущих трудностей и знаний о культурной специфичности принимающего сообщества.
В выступлении О.Е. Хухлаева (Москва) были рассмотрены перспективы внедрения инклюзивного подхода в интеграции мигрантов, основная цель которого заключается в донесении до учащихся реальности одновременного существования в глобальном образовательном пространстве множества равноценных нарративов, где педагог не пытается «применить» специфические знания инокультурного ученика, а наоборот, пробует показать всему классу возможности иной точки зрения на казалось бы «очевидные» задачи.
В докладе Е.Ю. Чеботаревой (Москва) были представлены результаты исследования адаптационного процесса у иностранных студентов в России. Установлено, что конструктивные стратегии адаптации (как общей, так и межкультурной) приводят к вполне благоприятным последствиям. Стратегия поиска социальной поддержки, связана с показателями адаптации. Однако, обратные связи готовности к адаптации с трудностями, не достигают уровня значимости. Стратегия избегания проблем обратно связана с конформностью и ностальгией. Видимо, такие результаты могут быть объяснены вытеснением любой тревожной информации из сознания студентов, предпочитающих данную стратегию, нежеланием их осознавать происходящие процессы.
В своем выступлении В.В. Константинов (Пенза) представил результаты исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов в Пензенском государственном университете, при планировании которого было высказано предположение о существовании возможности использования технологии групповой работы в целях преодоления проявлений культурного шока и оптимизации процесса социально-психологической адаптации иностранных студентов.
Доклад А.С. Копового (Балашов) был посвящен роли образовательных учреждений в трансформации отношения коренного населения к мигрантам. Работа образовательных учреждений по воспитанию толерантности должна быть комплексной и включать в данный процесс всех субъектов образовательной деятельности.
Особое внимание в сообщении М.В. Вершининой (Пенза) было уделено роли местных национально-культурных автономий, которую они играют в оптимизации процесса формирования этнической идентичности в подростковом возрасте. Данные организации могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов, в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию.
В докладе Н.Д. Султановой (Набережные Челны) был сделан акцент на ресурсах психолого-акмеологического сопровождения адаптационного процесса мигрантов зрелого возраста.
В выступлении Т.Н. Смотровой (Балашов) и В.В. Гриценко (Смоленск) были рассмотрены теоретико-методические основания разработки программы эмпирического исследования социально-психологической адаптации семей трудовых мигрантов к условиям вынужденной разлуки.
В выступлении В.Ф. Кирдяшова (Саранск) были представлены результаты анализа деятельности в Республике Мордовия регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс». Работа этой и других общественных организаций налажена и координируется Министерством по национальной политике Республики Мордовия.
Доклад Р.В. Осина (Пенза) был посвящен анализу роли отечественных средств массовой информации в процессе адаптации мигрантов на территории России. Средства массовой информации формируют образы и типажи мигрантов, как иноземцев, посягающих на обыденную жизнь и рынок труда коренного населения. Отличающиеся от принимающего населения своей этнической принадлежностью, мигранты чаще всего предстают в образе врага. Подобного рода дискурс постепенно формирует мигрантофобию в массовом сознании.
В рамках конференции состоялись два телемоста с Кокшетауским университетом (Казахстан) и Университетом Тапере (Финляндия).
В работе конференции приняли участие ученые из Российской Федерации, Украины, Казахстана, Федеративной Республики Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Соединенных Штатов Америки.
К началу работы конференции был подготовлен сборник «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции» / Отв. ред. В.В. Константинов – Москва: ПЕРО, 2014.
- О лекции профессора МГППУ Олега Евгеньевича Хухлаева, прочитавшего лекцию студентам – будущим психологам в рамках конференции
- Сайт Управления Федеральной Миграционной службы по Пензенской области, принявшей активное участие в работе конференции
- Информация о конференции на сайте кафедры "Общая психология" Пензенского государственного университета
- Информация о конференции на сайте Пензенского государственного университета
- Видеозапись конференции
- ТВ-репортаж о конференции