«Основы спортивной психологии» (учебное пособие)
«Основы спортивной психологии»
Актуальность.В последнее время в стране, в спорте произошли важные политико-экономические, организационно-управленческие, идеолого-культурные изменения. Изменяется не только спортивное сообщество, спортивная наука, изменяется спортивная психология тренеров, специалистов, спортсменов. Нужны новые парадигмы, теоретические положения, практикоориентированные подходы. После 90-х годов, прошлого века, происходит медленный подъём научных исследований, увеличивается спрос на учебные издания по спортивной психологии, впереди олимпийские Игры в Сочи-2014. В данном проекте, изложены краткая история становления отечественной и зарубежной спортивной психологии, научные школы, предмет и основные проблемы, стоящие перед психологией спорта; представлены выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в развитие не только спорта высших достижений, но и в методологию, в теорию психологии; рассмотрена психологическая структура и содержание спортивной деятельности. Практика современного спорта обусловливает необходимость создания новых организационных форм психологического сопровождения спортивной деятельности, перспективной теории и методики психологической подготовки на всех этапах спортивной карьеры.
Социальная, научная и практическая значимость.
Cоциальная значимость проекта призвана способствовать раскрытию развития психических проявлений субъекта спортивной деятельности (спортсмена, спортивного коллектива) в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности. Спортивная психология спорта призвана изучать человека в социальной сфере спорта на базе и в тесном взаимодействии с естественными, социальными и философскими основами человекознания. Этим определяется ее место в системе спортивной науки как связующего звена в познании человека - субъекта спорта.
Научная и практическая значимость проекта представлена в контексте преломления исторических знаний к современным требованиям психологического обеспечения спортивной деятельности, структурировании понятийно-категориального аппарата; роли личностей в становлении научных школ, развитии методологии психологических знаний.
Значение для развития психологии.
Значение проекта для развития психологии заключается в том, что выстраивает методологическую стратегию развития спортивной психологии на базе общих психологических знаний; отводит особое центральное место спортивной психологии в системе спортивных наук; имеет свой исторический взгляд на становление и развитие науки, от познавательно-описательной направленности до познавательно-практической направленности; показывает, зависимость спортивной деятельности от психологических проявлений: процессов, состояний, качеств, образований человека; направляет на разработку психологических основ физической, технической и тактической подготовки с целью повышения результатов и эффективности деятельности.
Цели.
Цель проекта обобщить и проанализировать целый ряд вопросов, касающихся истории отечественной и зарубежной спортивной психологии, предмета психологии, задач и методов спортивной психологии, основных подходов и направлений. Представить основные взгляды, основоположников отечественной спортивной психологии. Обобщить фундаментальные и практико-ориентированные аспекты, отражающие значение, роль и место современной спортивной психологии в системе наук о спорте. Привлечь внимание к проблемам спортивной психологии, изучению закономерностей, механизмов развития психики под воздействием целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности.
Аудитория, на которую рассчитан проект.
Проект рассчитан на широкий круг студентов, спортсменов, тренеров, практических психологов, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта, а также учащимся школ олимпийского резерва и другим специалистам в области физической культуры и спорта.
7. Основное содержание работы.
|
Предисловие |
4 |
Глава 1. |
Истоки спортивной психологии |
10 |
1.1. |
Возникновение и развитие отечественной и зарубежной спортивной психологии |
10 |
1.2. |
История развития спортивной психологии за рубежом |
28 |
1.3. |
Пьер де Кубертен и спортивная психология |
31 |
1.4. |
Основоположники психологии в современном спорте |
32 |
1.5. |
Основатели научных школ спортивной психологии в России |
50 |
1.6. |
Печатные работы и вехи развития науки «спортивная психология» |
62
|
|
Контрольные вопросы и задания к главе 1 |
65 |
Глава II. |
Введение в спортивную психологию |
66 |
2.1. |
Предмет и объект спортивной психологии |
66 |
2. 2. |
Основные функции спортивной психологии |
81 |
2. 3. |
Задачи спортивной психологии |
93 |
2.4. |
Спортивная психология в системе наук |
126 |
2.5. |
Социальные и психологические аспекты спортивной деятельности |
132 |
2.6. |
Психическая нагрузка и ее особенности в спорте |
148 |
2.7. |
Психологические компоненты структуры спортивной деятельности |
162 |
2.8. |
Психологические подходы к классификации спортивной деятельности |
175 |
|
Контрольные вопросы и задания к главе 2 |
181 |
|
Рекомендуемая литература. |
185 |
|
Словарь основных терминов и понятий |
189 |
Результаты, выводы.
На современном этапе развития спортивной психологии, происходит определенная трансформация взглядов на предмет и задачи этой науки. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.
Эффективность и качество профессиональной подготовки в учебных заведениях высококвалифицированных специалистов во многом зависит от того, имеют ли студенты в своём распоряжении современную качественно новую учебную и научно-методическую литературу, в том числе по спортивной психологии.
Спортивная психология принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки, до оформления спортивной психологии как самостоятельного научного направления прошло более века. Назрела потребность теоретического осмысления эмпирических и экспериментальных данных, накопленных в спортивной психологии. Важно, чтобы исторический опыт и современная система развития спортивной психологии способствовали качеству спортивной подготовки и эффективности спортивной деятельности.
Б. П. Яковлев, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Сфера научных интересов: психическая нагрузка; теоретические и практические аспекты исследования в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности; эмоциональная напряжённость в условиях спортивной деятельности; личностная готовность к напряжённой физической и умственной деятельности.
Основные публикации:
- Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты (Монография). - Великие Луки, 2002. – 194с
- Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности (Монография). - Сургут: РИО СурГПИ, 2003.- 190 с.
- Аутоагрессия: современные тенденции и проблемы: (учебное пособие, с грифом МО). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 382 с.
- Психическая нагрузка в спорте высших достижений (Монография) Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 220 с.
- Теория и организация адаптивного самовоспитания (учебно-методическое пособие)(Гриф МАНПО) Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. - 190 с.
- Психофизиологические основы здоровья (учебное пособие, с грифом РАЕ) Москва, Изд-во «Эксмо», 2010. - 286 с.
- Основы спортивной психологии (учебное пособие, с грифом УМО) Москва, Изд-во «Советский спорт», 2010. – 208 с.
- Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Журнал «Вестник спортивной науки» №3. – 2010 г. - М.: Изд-во «Советский спорт» - С.15-19.