Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2010 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Основы спортивной психологии» (учебное пособие)

Автор:

  • Яковлев Борис Петрович

    доктор психологических наук, Профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, ГБОУ ВПО «Сургутский Государственный Университет ХМАО – Югры» (Сургут)

«Основы спортивной психологии»

 Актуальность.В последнее время в стране, в  спорте произошли важные политико-экономические, организационно-управленческие,  идеолого-культурные изменения. Изменяется не только спортивное сообщество, спортивная наука, изменяется спортивная психология тренеров, специалистов, спортсменов. Нужны новые парадигмы, теоретические положения, практикоориентированные подходы.  После 90-х годов, прошлого века, происходит медленный подъём научных исследований, увеличивается спрос на учебные издания по спортивной психологии, впереди олимпийские Игры в Сочи-2014. В данном проекте, изложены  краткая история становления отечественной и зарубежной спортивной психологии, научные школы, предмет и основные  проблемы, стоящие перед психологией спорта; представлены выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в развитие не только спорта высших достижений, но и в методологию, в теорию психологии; рассмотрена  психологическая структура и содержание спортивной деятельности. Практика современного спорта обусловливает необходимость создания новых организационных форм психологического сопровождения спортивной деятельности, перспективной теории и методики психологической подготовки на всех этапах спортивной карьеры.

Социальная, научная и практическая значимость.

Cоциальная значимость проекта призвана способствовать раскрытию развития психических проявлений субъекта  спортивной деятельности (спортсмена, спортивного коллектива) в связи с обусловленностью психики объективными условиями  жизни и деятельности. Спортивная психология спорта призвана изучать человека в социальной сфере спорта на базе и в тесном взаимодействии с естественными, социальными и философскими основами человекознания. Этим определяется ее место в системе спортивной науки как связующего звена в познании человека - субъекта спорта.

Научная и практическая значимость проекта представлена в контексте преломления исторических знаний к  современным требованиям психологического обеспечения спортивной деятельности, структурировании понятийно-категориального аппарата; роли личностей в становлении научных школ, развитии методологии психологических знаний.

Значение для развития психологии.

Значение проекта для развития психологии  заключается в том, что выстраивает  методологическую стратегию развития спортивной психологии на базе общих психологических знаний; отводит особое центральное место спортивной психологии в системе спортивных наук; имеет свой исторический взгляд  на становление и развитие науки, от познавательно-описательной направленности до познавательно-практической направленности; показывает, зависимость спортивной деятельности от психологических проявлений: процессов, состояний, качеств, образований человека; направляет на разработку психологических основ физической, технической и тактической подготовки с целью повышения результатов и эффективности деятельности.

Цели.

Цель проекта обобщить и проанализировать целый ряд вопросов, касающихся истории отечественной и зарубежной спортивной психологии, предмета психологии, задач и методов  спортивной психологии, основных подходов и направлений. Представить основные взгляды, основоположников отечественной спортивной психологии. Обобщить  фундаментальные и  практико-ориентированные аспекты, отражающие значение, роль и место современной спортивной психологии в системе наук о спорте. Привлечь внимание к проблемам спортивной психологии, изучению  закономерностей, механизмов развития психики под воздействием целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности.

 

Аудитория, на которую рассчитан проект.

Проект рассчитан на широкий круг студентов, спортсменов, тренеров, практических психологов, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта, а также учащимся школ олимпийского резерва и другим специалистам в области физической культуры и спорта.

 

7. Основное содержание работы.

 

Предисловие

4

Глава 1.

Истоки спортивной психологии

10

1.1.

Возникновение и развитие отечественной и зарубежной   спортивной психологии

10

1.2.

История развития спортивной психологии за рубежом

28

1.3.  

Пьер де Кубертен и спортивная психология

31

1.4. 

Основоположники психологии в современном спорте

32

1.5.

Основатели научных школ спортивной психологии в России

50

1.6.

Печатные работы и вехи развития науки «спортивная психология»

62 

 

 

     Контрольные вопросы и задания к главе 1

65

Глава II.

Введение  в спортивную психологию

66

2.1.

Предмет и объект  спортивной психологии

66

2. 2.

Основные функции спортивной психологии

81

2. 3. 

Задачи спортивной психологии

93

2.4.

Спортивная психология в системе наук

126

2.5.

Социальные и психологические аспекты спортивной  деятельности

132

2.6.

Психическая нагрузка  и ее особенности в спорте

148

2.7.

Психологические компоненты структуры спортивной деятельности

162

2.8.

Психологические подходы к классификации спортивной деятельности

175

 

Контрольные вопросы и задания к главе 2

181

 

Рекомендуемая литература.

185

 

Словарь основных терминов и понятий

189

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты, выводы.

На современном этапе развития спортивной психологии, происходит определенная трансформация взглядов на предмет и задачи этой науки. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

 Эффективность и качество профессиональной подготовки в учебных заведениях высококвалифицированных специалистов во многом зависит от того, имеют ли студенты в своём распоряжении современную качественно новую учебную и научно-методическую литературу, в том числе по спортивной психологии.

Спортивная психология принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки, до оформления спортивной психологии как самостоятельного науч­ного направления прошло более века. Назрела потребность теоретического осмыс­ления эмпирических и экспериментальных данных, накопленных в спортивной психологии. Важно, чтобы исторический опыт и современная система  развития спортивной психологии способствовали качеству спортивной подготовки и эффективности спортивной деятельности.

 

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе