Аппаратурная методика «Арка» для исследования совместной деятельности малых групп
Аппаратурные методики исследования группы. При выборе методов исследования малой группы акцент традиционно делается на наблюдение и опросные методики, аппаратурным методикам уделяется меньше внимания. Психологами Курского госуниверситета разработаны, апробированы и описаны приборы-модели «Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор», «Стрессор», «Самоорганизация», «Эстакада», «Групповой эргограф», «Волюнтограф», каждый из низ предназначен для актуализации интегральных свойств группы в совместной деятельности.
Наиболее практичной оказалась аппаратурная методика «Арка». Это методика для изучения таких компонентов организованности группы, как: единство действий и мнений, уровень психологического настроя, лидерства и мотивации. В этой методике заложено сочетание эвристик с алгоритмическими способами решения задачи; реализован не только результат, но и процесс совместной деятельности; имеется обратная связь, а значит возможность активно влиять на процесс совместной деятельности. «Арка» актуализирует процесс организации совместной деятельности и ее успешность и может использоваться для решения задач формирующего и психотерапевтического характера. С помощью данной методики можно изучить влияние группового статуса на самочувствие ее членов, их общественную активность.
Описание прибора-модели «Арка». Прибор представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки. «Арка» предназначена для предъявления групповой задачи, требующей дружного, согласованного практического действия группы людей в составе от 2 до 20 человек. Достаточно широк возрастной диапазон применения прибора: от групп дошкольников и школьников до студенческих коллективов и групп специалистов. В ходе работы с «Аркой» актуализируются социально-психологические процессы в группе, особенно заметно проявляются эмоционально-волевые процессы.
Процедура работы с «Аркой». Исследуемой группе предъявляется инструкция, в которой объясняется устройство прибора, правила сборки, ставится задача. Сборка «Арки» настолько технически проста и в тоже время своеобразна, что в процессе сборки почти полностью нивелируются любые специальные технические умения и навыки (техническая подготовленность), кроме социально-психологической подготовленности. Для работы со стандартной «Аркой» в условиях лаборатории желательно иметь стол, а при использовании модифицированных процедур при изучении взаимодействия двух групп – две «Арки» – два стола. Также необходим секундомер. Кроме фиксации времени, затраченного группой на сборку «Арки», ведется протокольная запись процесса выполнения задачи, при необходимости применяется звукозапись и видеосъемка.
Оценка организованности группы (единства действий и мнений, уровня психологического настроя). Поскольку время решения экспериментальной задачи связано с характером согласования действий, мнений, желаний, настроений и волевых актов и является довольно устойчивой величиной для данной группы, допускается, что время сборки «Арки» косвенно отражает состояние организованности группы, прежде всего таких ее характеристик, как: единство действий и мнений, устойчивость к изменениям и оптимальный психологический настрой группы на совместную деятельность.
Определение лидеров-организаторов. Для выполнения групповой задачи необходимы лидерские действия: создание организации, принятие решения, координация усилий, мобилизация желаний и т.д., иначе задача просто не решается. Подобные функции, как правило, выполняет один человек, что хорошо наблюдается. Иногда происходит борьба 2-3 лидеров, что тоже легко диагностируется с использованием «Арки».
Изучение мотивации совместной деятельности. В процессе работы с «Аркой» актуализируется отношение индивидов к группе в целом и отдельным ее членам. Поскольку выполнение задания невозможно без достаточно выраженного группового побуждения, предоставляется возможность изучать взаимодействие и взаимоотношения в группе в соответствии с уровнем общей мотивации. В процессе сборки «Арки» можно видеть, как отдельные индивиды сильно переживают за исход дела (суетятся, кричат, дают советы), хотя сами иногда не имеют возможности физически включиться в работу (не хватает места у рабочего стола); бывает, что они больше мешают, чем помогают, но остановить их практически невозможно. Другие, напротив, равнодушны, вялы, отходят в сторону, не интересуются даже результатом выполнения задания. Некоторые группы используют такой прием повышения эффективности, как ориентировку.
Модификации процедуры работы с «Аркой». Суть модификаций заключается в создании ситуаций организационной неопределенности, новизны и неожиданности. К ним можно отнести: деятельность в особо мотивированных условиях («на рекорд»); деятельность в условиях лимита времени («отсчет времени»); деятельность в условиях исключения или замены одного из членов группы.
Комплексное применение методики «Арка». Из указанных выше процедур возможно конструирование различных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач данного исследования. Кроме диагностики интегральных свойств группы, «Арку» можно использовать в качестве социально-психологического тренажера при решении следующих задач.
а) Обучение лидеров правилам организаторской работы. Упражнения по сборке «Арки» актуализируют существенные признаки реального самоуправляемого динамического процесса совместной деятельности.
б) Повышение организованности группы. Введение инструкцией задач, требующих эвристических приемов, содействует формированию готовности и умения преобразовывать постоянно возникающие в совместной деятельности неупорядоченные ситуации в управляемые структуры. Упражнения по сборке «Арки» закладывают опыт совместной деятельности как организационного порядка.
в) Формирование группового самосознания. Применение данной методики позволяет ускорить процесс осознания группой своего статуса в ходе эксперимента, приближающегося в силу игрового характера моделируемой деятельности к естественным условиям.
- Статья в журнале "Вестник практической психологии образования" по проблемам использования методики "Арка" при исследовании групп подростков и старшеклассников
- Статья в журнале "Социальная психология и общество", раскрывающая использование методики "Арка" для исследования надежности группы в напряженных и экстремальных условиях
- Статья в сборнике "Проблемы социальной психологии личности" (Саратов, 2008), раскрывающая использование прибора "Арка" для диагностики и формирования надежности молодежных групп