Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2014 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Развитие личности в условиях родительской депривации. Истоки феномена самодепривации» (учебное пособие)

Автор:

  • Максименко Елена Георгиевна

    доктор психологических наук, доцент кафедры психологии биологического факультета, Донецкий национальный университет (Донецк)

Максименко Е.Г. Развитие личности в условиях родительской депривации. Истоки феномена самодепривации: Учебное пособие. – Донецк: ИПО ИПР УМО, 2014. – 110 с.

В учебном пособии анализируется феномен самодепривации, как производный эмоционально-родительской депривации. Отмечается связь самодепривации с внутренним противоречием между Я-реальным и Я-идеальным. Утверждается, что формирование самодепривации связано с интериоризацией отношений отчуждения, деструктивной картины мира, рассогласованием временных перспектив и негативном самоотношении субъекта. Согласно автору, глубинное познание феномена самодепривации посредством методов апперцепции, позволяет субъекту осознать внутренние противоречия и создать предпосылки для конструктивного развития личности. Пособие содержит необходимый учебный материал и соответствует учебным программам дисциплин «Современные направления глубинной психологии», «Основы превентивного воспитания», «Психология отклоняющегося поведения» и др.

Учебное пособие предназначено студентам вузов, педагогам, социальным работникам, преподавателям высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, аспирантам, практическим психологам.

Рецензенты:

  • О.Н. Усатенко, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра глубинной психологии, докторант кафедры психологии РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта, Крым).
  • Т.Б. Ильина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Института последипломного образования инженерно-педагогических работников (г. Донецк) ГВУЗ «Университет менеджмента образования».

Целью учебного пособия является раскрытие сущности и взаимосвязи социально-психологических и глубинных детерминант формирования самодепривации личностного развития субъекта. Представленная проблема, посвящена изучению не только феномена самодепривации как психического образования, но и его глубинных истоков, связанных с социальными предпосылками, одной из которых является родительская депривация, непосредственно влияющая на формирование и развитие самодепривации.

Проблема социально-родительского воспитания в современном обществе не нова, однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется психологизации педагогических методов, да в целом мышления педагогов, воспитателей, родителей.

Анализ литературы, представленный в пособии, позволил определить депривирующие типы семейного воспитания, к которым относятся: контролирующий, сверхзаботливый и отвергающий. Общим для депривирующего воспитания является непринятие, игнорирование, отчуждение актуальных для возраста потребностей ребенка; недостаток уважения к личности ребенка, а также между членами семьи; родительский эгоцентризм и эмоциональное дистанцирование в отношениях; навязчивое или автоматизированное родительское поведение, учитывающее только удовлетворение потребностей какого-то одного вида (в основном витального характера); недостаток совместного общения и деятельности; непонимание задач возрастного (физического, эмоционального и когнитивного) развития и становления личности.

Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между базальными страхами пренатального и постнатального происхождения, ностальгией по чувству безопасности в материнской утробе (тенденция в утробу) и возникновением самодепривационного процесса, проявляющемся в амбивалентном отношении к значимым объектам, нарушении адаптационных способностей к внешнему миру, появлении психосоматических и фобических расстройств.

Согласно научному исследованию ранняя или резкая сепарация от первичных либидных объектов, авторитарная сверхзаботливость, недостаточное общение и взаимодействие ребенка с либидными объектами являются благоприятным фоном для становления самодепривационного синдрома, добавляющего в общую симптоматику чувство неполноценности, вины, зависти, ревности, жадности, нарциссические проявления, фобии одиночества, темноты, незнакомых людей и др.

Самодепривация психики субъекта есть по сути процесс обратный самоактуализации, фактически отказ от нее, своеобразная «жизнь против жизни». На направленность движения оказывает влияние уровень и качество удовлетворения базовых потребностей, качество родительского отношения (принятие или отвержение). Ассимиляция родительских интроектов создает внутренние объекты, решающих ту же задачу – быть «родителем» (жестким, отвергающим, критичным), только теперь для самого себя, что с одной стороны порождает иллюзию близости с родителем и одновременно выполняет программу идеализированного Я, указывая на зависимость психики от принципа долженствования.

Основным источником самодепривации личностного развития является депривирующее родительское отношение к развивающейся личности ребенка. Родительская депривация блокирует либидную энергию, детерминируя систему психологической защиты и запуская процесс дезинтеграции психики. Формирующееся Я становится неспособным решить внутренние конфликты продуктивно и создает, (с помощью защитных механизмов и согласно принципу долженствования), параллельную иллюзорную реальность – Я идеализированное (ложную самость). В своих фантазиях субъект приближается к родительским идеалам, в действительности реальность внешнего мира остается отвергающей и не принимающей. Самодепривация есть с одной стороны результат интериоризации родительской депривации, с другой – самостоятельное глубинно-психологическое явление, продукт психики, созданный с целью ухода от угрожающей реальности в более безопасный, искусственный, иллюзорный мир, в котором человек «возвращается» в безмятежную внутриутробную жизнь (тенденция психологической смерти и психологической импотенции).

Наше исследование обращает внимание на важность глубинной психологической коррекции феномена самодепривации, как интегрального психического образования, свидетельствующего об отказе личности от самоактуализации.

Содержание

Введение

4

Раздел 1. Феномен самодепривации и его глубинное познание

8

Раздел 2. Социально-родительское воспитание и его влияние на формирование тенденции самодепривации психики субъекта

18

Раздел 3. Роль раннего травматизма и симбиотических отношений в формировании дисфункциональных подструктур психики

35

Раздел 4. Издержки эдипальной зависимости субъекта и их влияние на формирование тенденции самодепривации

51

Раздел 5. Проблема становления идентичности личности в аспекте механизма самодепривации психики

64

Раздел 6. Экзистенциальные переживания личности в структуре феномена самодепривации

80

Список использованных источников

96

 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе