Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Социально-психологическое пространство и эффективность малых групп: интегрированный учебный, методический и научный комплекс» (образовательно-исследовательский комплекс)


Актуальность проекта. Малые группы – производственные, учебные, спортивные, семейные и др. – играют большую роль в жизни общества, организации и конкретного человека. Они имеют многомерное социально-психологическое пространство с широким спектром различных явлений и процессов, важное значение в плане их эффективности. Поэтому малые группы привлекают к себе внимание специалистов разных дисциплин: социальной и организационной, военной и юридической, педагогической и спортивной психологии, социологии и конфликтологии, педагогики и психотерапии. В нашей стра­не за последние двадцать пять лет произошел, к сожалению, заметный спад интереса к изучению малых групп. Есть несколько путей преодоления этой негативной тенденции, среди которых надо отметить создание рабочих программ дисциплин и подготовку учебно-методических ресурсов по психологии малых групп на основе современных представлений, включение их в программы ВПО, а также вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых в разработку актуальных проблем в области малых групп.

Цель проектаобразовательное и ресурсное обеспечение формирования компетенций обучающихся в области малых групп по психологическим и смежным направлениям подготовки в вузе.

Содержание проекта и результаты. Проект включает шесть новых или модернизированных рабочих программ дисциплин (РПД), указатель и монографию, учебное и учебно-методическое пособие.

1. РПД «Психология малой группы», «Эффективность малых групп в организации», «Методы оценки и повышения групповой эффективности», «Конфликты в организации и малых группах» и «Психологические аспекты развития малой группы» предназначены для многоуровневого образования «бакалавриат – магистратура – аспирантура» по направлению «Психология» или в рамках модульного подхода для специальности «Психология служебной деятельности», а РПД «Психология лидерства и команд» – для непсихологических направлений подготовки в вузах.

2. Психология малой группы: ретроспективный научно-вспомогательный указатель отечественных трудов, изданных в СССР и России. 100 лет пути / Сост.: А.В. Сидоренков, В.А. Дорофеев, И.И. Сидоренкова, Н.Ю. Ульянова, О.Ю. Шипитько, Е.С. Коваль. Отв. ред. А.В. Сидоренков – М.: КРЕДО, 2014. – 268 с. Ретроспективный указатель включает более 2000 трудов по психо­логии малых групп, изданных в период с 1911 по 2014 гг. Он состоит из трех разделов: научные статьи и монографии (1476 работ), докторские и кандидатские диссертации по психологическим наукам (462), учебные и научно-популярные издания (153). Каждый раздел сопровождается обзо­ром библиографических источников, включенных в него.

3. Сидоренков А.В. Социально-психологическая диагностика малых групп. Методический инструментарий: уч. пособие. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. – 296 с. (Рекомендовано Южно-Российским региональным бюро Совета по психологии УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.) В учебном пособии подробно описаны 17 авторских методик, позволяющих изучать социально-психологические характеристики малой группы, неформальных подгрупп и членов в группе (сплоченность, доверие, идентичность, конфликты, эффективность, лидерство, адаптация и др.). В приложении приведен стимульный материал для производственных, учебных и спортивных групп.

4. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. – 248 с. (Подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, 2013/2014 гг.) Систематично и полно, на современном уровне представлений в мировой науке описаны существующие модели и подходы к изучению эффективности, субъектных характеристик и феноменов отношений в группах, проанализирова­ны публикации, посвященные проблеме взаимосвязи социально-психологических феноменов и эффективности группы. Приведены результаты комплексного социально-психо­логического исследования связей между нормами, мотивацией, сплоченностью, противоречиями, доверием, идентичностью и воспринимаемой производственно-экономической и социально-психологической эффективностью производственных групп и неформальных подгрупп.

5. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Социально-психологические аспекты эффективности производственных групп: уч.-метод. пособие. – Ростов н/Д: ИПК ЮФУ, 2014. – 49 с. (Подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, 2013/2014 гг.)

Научная значимость проекта заключается в систематизации достижений в мировой психологии малой группы, в авторских научных идеях и разработках относительно групповых феноменов, в том числе групповой эффективности.

Практическая значимость проекта. РПД и учебно-методические ресурсы созданы на основе модульного подхода с диагностико-квалиметрическим обеспечением, охватывают практически все области и темы малых групп. В них отображены современные достижения и инновационные разработки в понятной для обучающихся форме. Многие вопросы рассматриваются с практической точки зрения, например, относительно инструментов изучения различных групповых явлений. Полнотекстовые материалы размещены в электронном пространстве ЮФУ (http://incampus.ru/) и на персональном сайте (http://www.micro-cosm.ru/), а потому доступны для обучающихся.

Выводы. РПД и учебно-методические ресурсы внедрены в образовательный процесс Академии психологии и педагогики и экономического факультета ЮФУ. Эти материалы дополняют ранее опубликованные авторами учебные пособия «Социальная психология малых групп» и «Социально-психологические теории малой группы», ряд учебно-методических пособий, монографий, статей и восполняют существующие пробелы в освоении такой обширной области, как психология малой группы. Они рассчитаны на студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей гуманитарных факультетов вузов, а также научных работников и специалистов-практиков в области психо­логии малых групп и смежных с ней дисциплин.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su