«Медико-психологическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста в лечебных учреждениях в триаде “родитель – ребенок – врач/психолог-консультант”» (реабилитационная программа)
Психологическая составляющая процесса медико-психологического сопровождения больных детей в лечебных учреждениях и их семей выступает как интегративное средство воздействия, позволяющее видоизменять организационную структуру лечебного процесса на основе внедрения эффективных технологий психологической поддержки в триаде «родитель – ребенок – врач/психолог-консультант». Анализ научных исследований и практического опыта, актуализирующих тему данного проекта позволил выявить противоречия между:
- возросшими требованиями обновляющегося общества, отстаивающего гуманистические традиции воспитания и отсутствием полного всестороннего анализа, дающего конкретное представление о медико-психологического сопровождения больных детей в лечебных учреждениях, и их семей;
- объективно существующей социальной потребностью в методологических, теоретических и практических основах, обеспечивающих защищенность личности больного ребенка в современном образовательном пространстве, и недостаточным отражением данных аспектов психолого-педагогической практикой и наукой;
- интегративным характером осмысления процесса медико-психологического сопровождения больных детей в лечебных учреждениях, и их семей в логике различных областей научного знания и недостаточным использованием медико-психолого-педагогических и социологических подходов при рассмотрении данной проблемы.
Значение для дальнейшего развития психологической науки представленного проекта как психолого-педагогического феномена в новой парадигме личностно-индивидуального развития, в контексте диалога зарубежной и отечественной культур подтверждается:
- актуальностью социально-культурных изменений, сопровождающих процесс медико-психологического сопровождения больных детей в лечебных учреждениях, и их семей в различных сферах современного общества;
- потребностями общества в контексте развивающейся парадигмы науки и практики воспитания, предполагающей ориентацию на реализацию гуманистических, культурных приоритетов, основное содержание которых соотнесено с процессом медико-психологического сопровождения больных детей в лечебных учреждениях, и их семей.
Научная значимость представленного проекта, заключается в том, что:
- обоснована проектная модель медико-психологического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в лечебном учреждении в триаде «родитель – ребенок – врач/психолог-консультант» в лечебном учреждении;
- разработана диагностическая методика, активизирующая психологическую поддержку детей раннего и дошкольного возраста на этапе пребывания в лечебном учреждении.
Практическая значимость заключается: в разработке методических рекомендаций для клинических психологов, педиатров в практике медико-психологического сопровождения детей, родителей.
Социальная значимость обусловлена:
- наличием психотерапевтической технологии взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого в триаде «родитель – ребенок – врач/психолог-консультант»;
- решением проблем социализации ребенка, семьи.
Цель проекта — модернизация организационной структуры лечебного процесса, апробация технологии психологической поддержки в триаде «родитель – ребенок – врач/психолог-консультант».
Реализованный проект рассчитан на практикующих клинических психологов, педиатров, социальных работников.
Проектная модель медико-психологического сопровождения детей, реализованная в рамках проекта включала следующие модули:
- Целевой (актуализирующий проблему в соответствии с социальным заказом общества).
- Концептуальный (методологическая составляющая проектной модели медико-психологического сопровождения больного ребенка в ЛПУ).
- Деятельностный (мотивирующий к эффективному использованию психологической диагностики, психологической помощи и консультированию больного ребенка и сопровождающих его взрослых).
- Результативный (включающий показатели, критерии, уровни и результат социализации больного ребенка).
Начальным этапом реализация проектной модели медико-психологического сопровождения больных детей в лечебно-профилактических учреждениях стала экспресс-диагностика адаптации «Уронили мишку на пол…» включающая проведение режиссерской игры с любимыми игрушками, предоставляющая ребенку права выбора игрушки, от лица которой взрослый моделирует его деятельность, устанавливая доверительные взаимоотношения. Участниками режиссерской игры были родитель, ребенок и врач/психолог.
Следующий этап — разыгрывание проблемно-поисковых ситуаций, помогающих ребенку включиться в ролевую игру. Участие ребенка в разрешении проблемно-поисковой ситуации, предполагало постепенный переход от репродуктивной к творческой деятельности.
Программа «Мама + малыш» «Жили-были дети, похожие на тебя» реализовывалась с детьми имеющих трудности в коммуникациях общении с незнакомыми как детьми так и взрослыми в лечебно- профилактических учреждениях). Данные программы включали:
- театрализованную деятельность как психотерапевтическое средство выявление не только личностных проблем у больных детей;
- беседы — диалоги информационного характера, ориентировано на познание ребенком поступков героев, их действий, такие как: «Какие главные сказочные герои?», «Какие поступки героев наиболее привлекают тебя?», «Расскажи об этом своими словами кратко»;
- беседы — диалоги оценочного характера: «Что ты скажешь по поводу этого?», «Сравни мое суждение и свое», «Что для тебя наиболее интересно в сказке?», «Как ты думаешь, существует ли другое мнение об этом?»;
- беседы — диалоги рефлексивного характера: «Каковы твои мысли об этом?», «Как бы ты поступил, если бы это произошло с тобой?», «Что бы ты хотел изменить в себе?»;
- беседы — диалоги регулирующего характера: «Давай подумаем вместе», «Что нам нужно сделать, чтобы изменить то, что случилось?», '»Давай обсудим это вместе», «Скажи вначале ты, потом я», «Послушай меня, а потом я послушаю тебя», «Давай договоримся о правилах», «Как нам выйти из этой ситуации?», «Я готов пойти навстречу твоему мнению»;
- беседы — диалоги проективного характера: «А что мы будем делать?», «Давай обсудим, как мы будем действовать», «Какая будет последовательность наших действий», «О чем нам нужно помнить, чтобы не произошло с нами неприятностей?».
Достоинствами проекта была успешная социальная адаптация больных детей в лечебно-профилактических учреждениях, сокращение сроков лечения положительные изменения в двигательной, познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфере у детей с тяжелыми формами заболевания, социальная адаптация родителей, повышение уровня социально-психолого-педагогической подготовки родителей.
- Статья «Возможности различных видов искусств в исследовании и преодолении психотравм больного ребенка» в «Психологической газете»