«Развитие социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя сети Интернет» (образовательная программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
Развитие научно-технического прогресса, глобализация в разных сферах жизнедеятельности приводит к неуклонному росту популярности использования Интернет ресурсов для самопознания, самопрезентации, саморазвития.
Адаптация человека в Интернет среде носит стихийный характер и с точки зрения психологии практически не изучена. Самопрезентация личности в сети Интернет является публичной, и с этим связан ряд рисков для психологической безопасности. Отсутствует, особенно в молодежной среде, психологическая культура самопрезентации личности в социальных сетях.
Научная значимость программы заключается в психологическом анализе механизмов конструирования представлений личности о себе, «Я концепции» [Р.Б.Бёрнс] через самопрезентацию в социальных сетях Интернет. Мы предположили, что в XXI в. при наличии запроса на психологическое сопровождение, практикующий психолог может, с согласия клиента, использовать микроблог (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, LiveJournal) пользователя социальной сети Интернет как дополнительный психологический инструментарий к традиционным офлайн методам психодиагностики.
Самопрезентация активного пользователя социальной сети Интернет в своем микроблоге имеет ряд особенностей, связанных с динамичной структурой в контексте с индивидуальной историей жизни конкретного человека. Исходя из теоретического анализа работ С.Московичи и др. авторов, описывающих формирование социальных представлений и по результатам проведенного практического исследования (2014г.) в популярной социальной рунет сети «ВКонтакте (П.Дуров), были изучены следующие феномены:
- Самопрезентация пользователя в своем микроблоге – есть метафора его жизненного пути.
- Самопрезентация психо-эмоционального состояния личности в своем микроблоге есть особый вид «сетевой» арт-терапии.
- Самопрезентация в своем микроблоге – это карта тьюторанта в рамках онлайн – образования.
В условиях нашего проекта нижний возрастной порог для детей ограничен 15+.
Практическая значимость заключается в отработке системы психологического онлайн-офлайн сопровождения клиента- пользователя сети Интернет, создания программы обучения специалистов-психологов, с целью профилактики стихийной адаптации в социальных сетях, формированию психологической культуры самопрезнтации через специально организованное обучение специалистов-психологов и клиентов, особенно на удаленных расстояниях и для молодежи.
Основное содержание работы (этапы)
Этапы программы состоят из констатирующего и формирующего экспериментов.
I этап - констатирующий эксперимент
Модуль 1.1. «Самоанализ специалиста- психолога» (январь-март).
Целевая группа: практикующие психологи.
Цель: повышение профессиональной компетентности практикующих психологов в области изучения самопрезентации пользователя социальной сети Интернет путем самоанализа.
Модуль 1.2. «Диагностическое сопровождение клиентов» (апрель-июнь).
Целевая группа: практикующие психологи и клиенты.
Цель: Повышение профессиональной компетентности психологов в области апробации сопровождения социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя социальной сети Интернет в работе с клиентами.
II этап - формирующий эксперимент
Модуль 2.1. «Навигация в самообразовании специалиста - психолога» (июль-сентябрь)
Целевая группа: практикующие психологи с тьюторской компетентностью.
Цель: Повышение профессиональной компетентности практикующих психологов в области тьюторской онлайн-навигации в процессе развертывания индивидуализации самообразования при картировании своих ценностных ориентаций на страничке в социальной сети Интернет.
Модуль 2.2. «Навигация в самообразовании клиента - тьюторанта» (октябрь-декабрь)
Целевая группа: практикующие психологи с тьюторской компетентностью и клиенты –тьюторанты.
Цель: повышение профессиональной компетентности психологов в области апробации сопровождения социально-психологической тьюторской онлайн-навигации в процессе развертывания индивидуализации самообразования клиентов, при картировании своих ценностных ориентаций на страничке в социальной сети Интернет.
Результаты, выводы
Программа «Развитие социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя сети Интернет» успешно апробирована на собственном примере автора и с участием других психологов и студентов на базе социальной сети «ВКонтакте».
В результате освоения/апробации программы, произошло повышение профессиональной компетентности психологов в области сопровождения социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя социальной сети Интернет в работе с клиентами.
В проекте приняли участие 16 пользователей социальной сети ВКонтакте: 4 взрослых (психологов) и 12 юношей-девушек, студентов ВУЗа (клиентов).
В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования феномена самопрезентации личности в своем микроблоге. Основные идеи программы нашли свое отражение в публикации автора.