«Феномен современного отцовства» (монография)
Токарева Ю.А., Носкова М.В., Свеженцева Е.А. Феномен современного отцовства / Психология детско-родительского взаимодействия отца с ребенком. – Екатеринбург: Урал.гос.мед.ун-т, 2014. – 294 с.
В монографии рассматриваются основные аспекты социально-психологического феномена отцовства в изменяющейся современной глобализации. С точки зрения актуальных направлений отечественной и зарубежной науки раскрываются: проблематика отношений отца к ребенку в неполной отцовской семье; психологические основания родительско-детских взаимоотношений отца к сыну и дочери в различные возрастные периоды. Представлены результаты социально-психологического и психолого-педагогического исследований родительско-детских отношений отца с ребенком. Выделена типология отцовства, структура и содержание феномена. Представлены технология и методы оптимизации детско-родительского взаимодействия отца с ребенком, программы повышения родительской эффективности.
Материалы предназначены для практических психологов, социальных работников, педагогов, студентов, аспирантов, специалистов здравоохранения, работающих с отцовскими семьями.
Содержание
Введение | 6 |
Глава 1. Теоретические аспекты психологии современного отцовства | |
1.1. Отцовство как психологический феномен | 10 |
1.2. Отцовство как мотивационно-потребностная сфера личности | 26 |
1.3. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности | 40 |
1.4. Отцовство как система отношений родителя | 48 |
Выводы по I главе | 57 |
Глава 2. Системодеятельностный подход к исследованию психологии отцовства | |
2.1. Концепция системодеятельностного подхода к исследованию психологии отцовства | 60 |
2.2. Сущность феномена отцовства как особой деятельности по воспитанию ребенка | 68 |
2.3. Структура, компоненты и уровни сформированности отцовства | 77 |
2.4. Критерии сформированности отцовства как деятельности по воспитанию ребенка | 87 |
Выводы по II главе | 99 |
Глава 3. Системно-содержательный анализ отцовства | |
3.1. Организация и методы психологического исследования отцовства как воспитательной деятельности | 101 |
3.2. Типология отцовства в зависимости от характера деятельности по воспитанию ребенка | 105 |
3.3. Проявления отцовства в гендерном аспекте (при воспитании сына и дочери) | 111 |
3.4. Психологические механизмы реализации отцовства | 114 |
Выводы по III главе | 120 |
Глава 4. Системно-динамический анализ отцовства | |
4.1. Психологические особенности отцовства при воспитании детей раннего и дошкольного возраста | 123 |
4.2 Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей младшего школьного возраста | 134 |
4.3. Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей подросткового возраста | 141 |
4.4. Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей юношеского возраста | 145 |
Выводы по IV главе | 149 |
Глава 5. Социально-психологическая характеристика неполной отцовской семьи | |
5.1. Неполная отцовская семья как социально-психологический феномен современности | 153 |
5.2. Социально-психологический портрет неполной отцовской семьи | 160 |
5.3. Родительско-детские отношения в неполных отцовских семьях | 164 |
Выводы по V главе | 169 |
Глава 6. Психологические технологии формирования отцовства | |
6.1. Особенности дифференцированного подхода к формированию эффективного отцовства | 171 |
6.2. Программа повышения родительской эффективности отца ребенка младшего возраста | 187 |
6.3. Психолого-педагогические технологии формирования эффективной воспитательной деятельности отца | 200 |
6.4. Направления и формы социально-психологической помощи неполным отцовским семьям | 222 |
Заключение | 228 |
Список литературы | 235 |
Введение
Социальный заказ, который определяет приоритетные направления семейной политики, векторы развития прикладных аспектов психолого-педагогической науки, подчеркивает важнейшую роль семьи в развитии личности, подготовке подрастающих поколений к труду и родительству. Повышение воспитательного потенциала семьи в современном российском обществе требует усиления влияния семьи как системы, формирования эффективного отцовства и материнства, использования эффективных воспитательных практик, технологий семейного воспитания, оптимизации методов взаимодействия родителей с детьми.
Современные научные исследования и общественное мнение констатируют ситуацию кризиса семьи и отцовства. В контексте радикальных изменений, которые произошли в российском образовании за два последних десятилетия, связанных с делегированием семье воспитательной функции и все возрастающим пониманием значимости роли отца в развитии ребенка, актуализировалась необходимость в изучении психологии отцовства. В психолого-педагогической науке появилась потребность в целостной концепции отцовства как воспитательной деятельности, которая раскрывает особенности содержания, структуры, системообразующие факторы воспитательной деятельности отца, их связь с социальным развитием ребенка на разных этапах воспитания.
Анализ проблематики обращений в психологические службы и центры помощи семье и детям свидетельствуют о том, что реальная воспитательная практика отцов нуждается в психолого-педагогическом сопровождении. Имеющиеся психолого-педагогические исследования значительно обогатили представления о роли отца в развитии ребенка. Тем не менее, целостная теория отцовства и его психолого-педагогическая специфика, связанная с воспитанием и социальным развитием ребенка не представлена.
Анализ теории и практики проблемы исследования психологии отцовства показал, что объективность психолого-педагогического изучения и формирование отцовства сталкивается с рядом трудностей:
- сложность объекта и предмета исследования, а именно отцовство представляет собой системное психолого-педагогическое явление, связанное с осуществлением особого рода деятельности - воспитание ребенка, детерминированное возрастом ребенка. Эмпирически, отцовство, как явление, связанное с воспитанием ребенка представляется малоизученным, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, в связи, с чем содержит ограниченность представлений, связанных с оценкой эффективности воспитательной деятельности отца;
- недостаточность набора психодиагностических методик, которые бы позволяли оценить мотивационно-потребностные детерминанты воспитательной деятельности отца, систему опосредованных действий и операций отца, связанных с воспитанием ребенка, результативность воспитательной деятельности, а также технологию оценки всей психолого-педагогической составляющей отцовства; отсутствуют методики, направленные на изучение психолого-педагогического мнения мужчин, отцов; их деятельности, связанной с воспитанием ребенка.
Таким образом, можно выделить ряд существенных противоречий между:
- важностью роли отца в развитии ребенка и неизученностью психологии отцовства как воспитательной деятельности;
- потребностью общества в знаниях о воспитательных действиях отца, посредствующих и транслирующих социальный опыт ребенку, и наличием достоверной и объективной информации о связи реальных воспитательных действий отца с уровнем социального развития ребенка;
- знаниями о функциях семьи и родителей и их реальным выполнением отцом;
- активной воспитательной деятельностью отца и реальным её результатом, связанным с воздействием отца на ребенка;
- затруднениями психологов–практиков, семейных психологов в осуществлении помощи отцам, связанной с эффективным воспитательным воздействием и развивающим влиянием и отсутствием конкретных моделей формирования эффективной воспитательной деятельности отца;
- насущной необходимостью иметь целостное представление об отцовстве как системном психолого-педагогическом явлении и фрагментарностью и разрозненностью знаний об указанном явлении.
Указанные противоречия позволили сформулировать основную исследовательскую проблему: разработка системо-деятельностного подхода к психологическому анализу феномена современного отцовства, связанного с особого рода деятельностью – воспитанием ребенка.