Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Веселые гномы» (программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников )

Автор:

Актуальность
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.

Социальная, научная и практическая значимость
Актуальным направлением решения вышеизложенной проблемы в детском саду №93 Петроградского района СПб стало создание программы «Веселые гномы», которая знакомит детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, эмоциональными состояниями других людей. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дошкольники учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Я считаю, что разработка и реализация специальных программ даст возможность нашим детям в дальнейшем стать хозяевами своей жизни и не позволить эмоциям, особенно негативным, руководить собственными словами, мыслями, поступками, чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

Значение для развития психологии
Результаты наблюдения за старшими дошкольниками в ходе реализации программы дают дополнительные данные в вопросе изучения эмоциональной сферы детей данного возраста.

Цель программы «Веселые гномы»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Старшие дошкольники, их родители, воспитатели ГДОУ, дошкольные психологи.

Основное содержание работы и этапы
Программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников «Веселые гномы» включает 42 занятия и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

Раздел №1. «Мои эмоции» (20 занятий)
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев, на знакомство с новыми эмоциями: отвращение, зависть, вина, на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям, способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения, на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел №2. «Я и эмоции других людей» (11 занятий)
В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Раздел №3. «Навыки общения» (11 занятий)
Этот раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений закрепляются знания об основных эмоциях, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Программа реализуется в течение всего учебного года.

Занятия по каждой теме строятся в доступной и интересной для детей форме - в форме театрализованной игры, главным героем которой является Гном Вася.

Занятия по программе включают в себя следующие приемы активного обучения: этюды (мимические и пантомимические); элементы изобразительной деятельности; музыкальное сопровождение этюдов; сюжетно-ролевые игры и т.д.

Наряду с традиционными приемами в программу включены игры с песком, которые являются естественной и доступной каждому ребенку формой деятельности. Проигрывая взволновавшие ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, от эмоционального переживания. А самое главное, он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Для решения основных задач мною придуманы сказочные истории, которые в процессе их проигрывания позволяют детям прочувствовать не только свои эмоции, но и научиться понимать эмоции окружающих людей.

Для того, чтобы дети воспринимали новую информацию не как назидание со стороны взрослых, а как интересную и увлекательную игру, коллективом нашего детского сада для проведения занятий были разработаны различные игрушки и игровые пособия.

Многие упражнения, игры и сказочные истории из программы «Веселые гномы» воспитатели используют на своих занятиях, а родители - как во время занятий дома, так и во время прогулки.

Результаты:
Результаты проведенной психодиагностики и отзывы родителей показали, что занятия по программе «Веселые гномы» способствуют снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
В декабре 2007 г. в издательстве «Речь» будет опубликована представленная программа под названием «Путешествие с гномом».

Разработана программа по эмоциональному развитию детей 3-4 и 4-5 лет, которая является дополнением к программе «Веселые гномы». Она апробируется в 2007/2008 уч. году на базе ГДОУ №93 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе