Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном обучении» (учебно-методическое пособие)


Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает, и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Современная концепция инклюзивного образования предполагает поиск оптимальных путей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях включения в коллектив нормально развивающихся сверстников.

Инклюзивное образование становится неотъемлемой частью современного образования, и наряду со специальным, представляет возможность обучения детей с ОВЗ, согласно их особым потребностям.

На наш взгляд, одним из способов решения обозначенной, актуальной на сегодняшний день в России проблемы является организация и проведение совместных психологических тренингов, участниками которых могут стать нормально развивающиеся подростки и их сверстники с ОВЗ. Употребляя термин «подростки с ограниченными возможностями здоровья», мы рассматриваем такие категории, как подростки с нарушением зрения, подростки с нарушением слуха и подростки с детским церебральным параличом. Важными условиями участия в психологическом тренинге являются сохранный интеллект, саморегуляция собственных эмоциональных состояний и переживаний, а также ответственность за выполнение правил работы на тренинге.

В связи с вышесказанным цель настоящего учебно-методического пособия состоит в разработке модели организации и проведения психологического тренинга для активного овладения участниками группы навыками конструктивного взаимодействия нормально развивающихся подростков с их сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Данное пособие представлено введением, тремя главами и заключением.

В первой главе нами рассмотрены особенности общения, как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте. Отражены трудности, с которыми подростки сталкиваются, вступая в межличностные отношения. Во второй части первой главы представлены психологическое своеобразие подростков с ОВЗ. Раскрыта специфика социальной перцепции подростков с ОВЗ: с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Во второй главе изложены методологические аспекты организации и проведения психологического тренинга: задачи и специфические черты тренинга, основные принципы работы в группе, факторы групповой сплоченности, стадии развития группы.

В третьей главе представлена модель организации и проведения психологического тренинга для нормально развивающихся подростков совместно с подростками с ОВЗ. Описаны цель и задачи психологического тренинга в условиях инклюзивного обучения, особенности комплектации группы. Продемонстрирован алгоритм партнерского общения как средство формирования навыков выстраивания конструктивных взаимоотношений у участников группы, – которыми являются нормально развивающиеся подростки и их сверстники с ОВЗ. Раскрыты особенности использования вербальных и невербальных средств общения, психотехник и ролевых игр, арт-терапевтических упражнений при разных нарушениях развития.

Подводя итоги нашего проекта, хотелось бы отметить, что восприятие подростками – и нормально развивающимися и с ограниченными возможностями здоровья – друг друга при инклюзивном обучении затрудняется в силу нетипичного внешнего вида последних. Подростки с ограниченными возможностями здоровья, в свою очередь, зачастую избегают общаться с нормально развивающимися сверстниками из-за ложного чувства своей неполноценности и очень часто имеющих еще место, к сожалению, неадекватных установок обыденного сознания. Тем не менее, практика показывает, что ограниченные возможности здоровья (нарушение зрения, нарушение слуха и нарушение опорно-двигательного аппарата) не являются непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания партнерами по общению друг друга.

На наш взгляд, проведение совместного психологического тренинга позволяет преодолеть барьеры в общении между обычными подростками и их сверстниками с ограниченными возможностями здоровья. В данном тренинге учитываются как особенности, так и возможности самореализации каждого участника группы, независимо от его состояния здоровья. Также важным аспектом модели совместного психологического тренинга является конкретизация специфики работы тренера с подростками, имеющими различные ограниченные возможности здоровья.

Работа психолога в рамках инклюзивного образования должна быть направлена на преодоление как физической, так и психологической дистанции между учащимися, на делегирование ценности каждого человека, независимо от его способностей и достижений, изменение социальных стереотипов и формирование адекватного представления о партнере по общению.

В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод: психологический тренинг партнерского общения является одним их конструктивных способов создания безбарьерного социального пространства для учащихся при инклюзивном образовании.

Пособие представляет интерес и может быть использовано специалистами в области практической психологии, специальной и клинической психологии.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su