«Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи» (4 коллективных монографии)
Авторы. Шикун Алексей Федорович, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Тверской государственный университет, научный руководитель и заведующий МНИЛ по социологическим и социально-психологическим проблемам, профессор кафедры общей психологии; Филинова Ирина Михайловна, кандидат психологических наук; Тверской государственный университет, доцент; Шикун Алексей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент; Махновец Сергей Николаевич, доктор психологических наук, профессор.
Актуальность проекта. Демографические преобразования в стране осуществляются в сложной, противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической и религиозной обстановке. Исследования в социально-психологических и психолого-педагогических сферах обнажили острые проблемы в воспитании подрастающего поколения. В последнее десять лет существенно изменились социальные приоритеты среди молодежи: значительно снизился их образовательный уровень, все большее значение приобретают религиозные и национальные фактора, оказывающие негативное влияние на патриотическое сознание, то есть образовался вакуум, который пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка с жестокой системой управления; произошли переориентация моральных устоев, размывание патриотических чувств.
Социальная, научная и практическая значимость. Решение фундаментальных проблем патриотического воспитания школьников, разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационной системы патриотического воспитания студентов ССУЗов и психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания студентов вузов и слушателей военно-учебных заведений станет важнейшим фактором, краеугольным камнем в реализации требований Президента России В.В.Путина по существенному повышению уровня воспитания детей и молодежи на всех уровнях системы образования в стране.
Значение для развития психологии. Психологическое обоснование совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи путем создания условий для самореализации и развития личности, эффективной организации предметной совместной деятельности и эмоционально-значимых отношений ответственной взаимозависимости – главный принцип формирования любви к Родине и в целом патриотического сознания у школьников и студенческой молодежи. Это теоретико-методологическое положение имеет важнейшее значение для развития психологической науки в России.
Цели. Обосновать необходимость создания и внедрения инновационной научно обоснованной системы патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи как важнейшего элемента государственной системы образования Российской Федерации, призванной обеспечить последовательное воспитание подлинных Патриотов, любящих свою Родину и готовых служить с верой и честью делу ее развития, процветания и надежной защиты.
Аудитория, на которую рассчитан проект. Проект рассчитан на руководителей образовательных систем, учителей, психологов, педагогов школ, ССУЗов, вузов, военных учебных заведений, воспитателей дошкольных и специальных учреждений.
Основное содержание и этапы работы. Три этапа работы: исследовательский (с 1 сентября 2003 г. по 20 июня 2004 г.); проведение Всероссийской конференции (с 21 по 23 июня 2004 г.); разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, выпуск четырех коллективных монографий.
Результаты, выводы. Патриотическое воспитание детей и молодежи в современных условиях является одной из основополагающих задач системы образования и науки Российской Федерации, уверенное решение которой непосредственно обеспечивает формирование требуемого высокого уровня психологического сознания подрастающего поколения и наиболее эффективную реализацию его интеллектуальных способностей и трудовых возможностей.