- Хуторова Нина Алексеевна
Профессиональный лицей № 44, (Нижнекамск)
Актуальность проекта. Рост конкуренции на внешнем и внутреннем рынках побуждает предприятия, фирмы и учреждения опираться в своей деятельности на инновационные процессы. Все большее число специалистов считает, что развитие у работников предприимчивости, мастерства и стремления внести в дела личный вклад являются приоритетными. Все работники имеют возможность развивать и повышать эффективность работы, но по причинам, часть из которые видна невооруженным глазом, а часть теряется в туманном прошлом, всегда можно обнаружить области «недоразвитых» способностей, а называются они -ограничениями. Данная программа предполагает в качестве быстрейшего и наиболее практического способа ускоренного саморазвития, изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личностному профессиональному росту. Содержание работы по программе «Служба профориентационной помощи» направлено на поиск реальных путей развития личных, и деловых качеств. Как быть готовым молодым специалистам эффективному поведению на рабочем месте наряду с опытными специалистами, какую принять стратегию, тактику и что способствует быть успешным на рабочем месте? Ответить на эти вопросы одна из задач программы, а также разработка критериев, обуславливающих успешную профессиональную деятельность и обеспечивающих эффективность в профессиональном росте молодых специалистов. В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей персонала является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Организация -это системы совместно работающих людей, различающихся профессионально - социальными функциями и положением в этой системе и объединенных для достижения общих целей, то перед ними неизбежно встает целый ряд не только собственно организационных, экономических, но и социально - психологических проблем, успешное решение которых обуславливает высокую результативность жизнедеятельности организации. Поэтому-то предметом исследовательского направления выступают психологические явления, включающие психологические факторы, которые обуславливают эффективную деятельность служащих. К числу этих факторов можно отнести: а) Психологическое обеспечение в профессиональном самоопределении, профессиональной подготовке, профессиональной деятельности и повышения квалификации; б) Поиск и активизация резервов персонала, включая оценку и подбор руководителей для нужд организации; в) Оценка и улучшение социально- психологического климата» сплочение персонала вокруг целей организации, включая совершенствование стиля и культуры деловых взаимоотношений в учреждении (предприятии); г) Психологическое обеспечение долгосрочных целей организации, включая разработку карт фирменного кадрового портрета работающих специалистов.
Общее положение об организации службы профориентационной помощи
Цель деятельности: реализация задач психолого-педагогического сопровождения в процессе профессионального самоопределения, обучения, для дальнейшей профессиональной деятельности; обеспечение процесса адаптации и интеграции учащихся в социальные условия; создание, апробация и внедрение коррекционно-диагностических и профилактических программ и технологий.
Задачи деятельности: осуществление коррекции профессионально-важных качеств и способностей учащихся; диагностика психофизиологических и личностных качеств учащихся, будущих специалистов; взаимодействие со специалистами здравоохранения города; оптимизация детско-родительских и семейных отношений посредством тренинговой и просветительской работы;
организация консультативной работы, направленной на поиск резервных возможностей личности.
Структура службы: кабинет «Профессионального самоопределения»; кабинет диагностики ПВК и профессионального роста; кабинет «Подростковый - познай себя»; профессиональный тренинговый кабинет «Успех»; кабинет семейного консультирования.
Виды и формы работы службы.
1. Кабинет «Диагностики ПВК». Вид деятельности: психологическая диагностика и коррекция. Форма: занятия. Тематика: формирование положительного отношения к себе и окружающим; развитие умения устанавливать контакты; развитие творческого воображения; коррекция неуверенности, ситуативной тревожности; формирование адекватной самооценки; поиск резервных возможностей личности.
2. Кабинет подростковый « Познай себя». Вид деятельности: психологическая коррекция, психологическое консультирование и просвещение, самодиагностика. Формы: тренинги, психологические игры, лекторий, консультации, семинары-практикумы. Тематика: развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей, креативности; развитие умений принимать ответственность на себя, самостоятельности, способностей к самоизменению; развитие умений самоанализа; коррекция ассоциалъных качеств.
3. Профессиональный тренинговый кабинет «Успех». Вид деятельности: профилактика. Формы: лекторий, дискуссии, интерактивные игры, тренинги, занятия, диагностика и самодиагностика. Тематика: решение вопросов самоактуализации; преемственность в профессиональной деятельности; разрешение личных проблем; развитие качеств успешности и эффективности в профессиональной деятельности.
4. Кабинет «Профессионального самоопределения». Вид деятельности: коррекционная и профилактическая работа с обучающимися. Формы: диагностика, коррекция, консультирование, занятия. Тематика: готовность к обучению в профессиональном лицее, колледже; проблемы адаптации; формирование интереса к будущей профессии; самоанализ интересов и склонностей, особенности познавательных процессов; развитие творческого воображения; формирование адекватной самооценки; успеваемость в школе, школьная мотивация, проблемы педагогической запущенности; нарушения поведения; профориентация, самоопределение; взаимоотношение со сверстниками; проблемы развития личности. 5. Кабинет Семейного консультирования. Вид деятельности: профилактическая и коррекционная работа, диагностика» консультирование, консультация Форма: Занятия Тематика: формирование навыков сотрудничества; охрана психического здоровья; вопросы самореализации.