Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Моделирование психоаналитически-педагогической службы в учреждении начального профессионального образования» (экспериментальный проект)


Авторы. Корнильцева В.Ф., директор ГОУ НПО ПУ№67; Корнильцева Т.Н., директор «ЦСПиПРЛ»; Котикова В.М., педагог-психолог «ЦСПиПРЛ»; Серикова Т.В., педагог ДПО «ЦСПиПРЛ».

Актуальность проекта обусловлена его социальной и психолого-педагогической значимостью в современных российских условиях: Социально-экономические и политические особенности развития российского общества. «В условиях всякого экономического или социально-политического кризиса существенным становится фактор активного поиска социальной идентичности. В эти моменты возрастает интерес общества к социологии, философии, психологии. Этот поиск можно назвать коллективной самотерапией». Кризис образования в стране. Задачи концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. касаются обновления его целей, содержания, форм организации и критериев эффективности. Это переход к повышению социальной эффективности воспитательно-образовательного процесса, в котором важную роль играет создание психологических служб в ОУ. Возможность создания нового психоаналитического воспитательного пространства. Моделирование психоаналитически-педагогической службы в рамках психоаналитической педагогики является новым шагом. Разработка концепции психоаналитически-педагогического сопровождения - в качестве психоаналитически-педагогической службы; в рамках воспитательно-образовательного процесса; на базе образовательного учреждения системы НПО. Особенности системы ОУ НПО. Воспитательно-образовательный процесс направлен не только на становление личности учащегося, но и на становление профессионала. Это принципиальное отличие профессионального образовательного учреждения от общеобразовательного. Возрастные и современные особенности контингента ОУ НПО (15-18 лет). Настоящее время требует специалистов широкого профиля, гибких, готовых к переменам, с высокой стрессоустойчивостью и самостоятельностью. Для формирования такого специалиста необходимо, чтобы процесс профессионального определения подростка включался в более широкий контекст личностной идентичности, в которой профессиональный выбор – это фактор личной самореализации на основе жизненной стратегии человека.

Цели. Проанализировать социальный заказ общества и государства образованию, а также проблемы, стоящие перед педагогическим и ученическим коллективами ОУ НПО, пути их решения; изучить теоретические предпосылки организации и развития психоаналитически-педагогической службы с точки зрения психоанализа, педагогики и менеджмента; разработать структурный, управленческий, технологический и содержательный аспекты модели, а также критерии отслеживания эффективности деятельности службы в ОУ НПО; апробировать модель службы в ОУ НПО; провести мониторинг эффективности деятельности службы.

Основные аспекты проекта.

1. Организационный аспект. Психоаналитически-педагогическая служба входит в структуру более сложной организации в качестве подразделения – ОУ НПО. Структура службы выстраивалась с учетом следующих этапов: 1. Проанализировать и интроецировать запрос государства и ОУ, ситуацию взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, психические особенности пубертатного возраста и т.д. 2. Идентифицироваться с опытом подобных психолого-педагогических служб на базе ОУ НПО. 3. С учетом этих внутренних объектов логично выстроить свою Эго-идентичность: структуру организации; схемы взаимодействия по общим вопросам с другими структурами училища и сторонними организациями; систему психоаналитически-педагогического сопровождения; систему планирования, организации, мотивации и контроля деятельности службы; прозрачную систему контроля эффективности, результативности и производительности деятельности службы; систему обобщения и распространения своего опыта.

2. Технологический аспект. Сопровождение психоаналитически-педагогической службы – это комплексная система задач, направлений, форм, методов и технологий, направленных на всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей) через такие формы как: «субъектно-педагогическая диагностика социализации личности учащегося»; психоаналитическое просвещение; психоаналитически-педагогическое консультирование; психоаналитически ориентированный тренинг; психоаналитически ориентированные коррекционно-развивающие занятия.

Система психоаналитически-педагогического сопровождения учащихся в ГОУ НПО ПУ№67 выглядит следующим образом:

  • Профориентационное анкетирование школьников.
  • Входная профдиагностика и профконсультирование абитуриентов.
  • Профотбор на отдельные профессии.
  • Тренинговые занятия «Социальная адаптация» на 1 курсе.
  • Текущая экспресс-диагностика и консультирование учащихся 1 курса, родителей и педагогов.
  • Коррекционно-развивающие занятия «Психология конкурентоспособности» на 2 курсе.
  • Текущая экспресс-диагностика и консультирование учащихся 2 курса, родителей и педагогов.
  • Тренинговые занятия «Основы эффективного поведения на рынке труда», «Планирование карьеры» на 3 курсе.
  • Итоговая профдиагностика и профконсультирование выпускников.
  • Рейтинговая система трудоустройства на ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» г. Новокузнецка.

Подобная система работает в форме мониторинга – диагностического отслеживания, анализа и коррекции личностных и профессионально-важных конкурентоспособных качеств учащихся.

Критерии эффективности. Эффективность деятельности службы обеспечивается следующими показателями. 1.Выживание. Сотрудники службы – это выпускники Кузбасской педагогической академии, Томского государственного университета и Восточно-Европейского Института Психоанализа, которые регулярно повышают свою квалификацию в вузах Кемерово и Санкт-Петербурга. 2.Производительность. Производительность службы имеет количественное выражение выполненной диагностической, консультативной, просветительской и коррекционной работы. 3.Результативность. Ориентация службы на качество - через высокие показатели результативности.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su