«Формирование гендерной идентичности подростков» (образовательная программа)
Авторы: Гаврилина Людмила Константиновна, психолог, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Сыктывкарского госуниверситета, кандидат педагогических наук; Кошель Ирина Алексеевна, педагог-психолог Сыктывкарской Медико-педагогической школы; Уварова Елена Антоновна, педагог-психолог Сыктывкарской Медико-педагогической школы.
Актуальность проекта обусловлена: а) укоренившимися в отечественной школе традициями «бесполой педагогики»; б) снижением положительного влияния детско-подростковой субкультуры на ход гендерной идентификации и усилением отрицательного влияния средств массовой информации и общества в целом на освоение детьми и подростками гендерных ролей. На процессе принятия и осознания половой роли школьниками негативно сказывается феминизированное воспитание (70 – 73% педагогов – женщины), смешанное обучение: разрушается особый феномен омужествления мальчиков-юношей, инфантильность выпускников школ обоего пола выступает существенным препятствием их личностному развитию (Щеголев А.А.,2002; Базарный В.Ф.,2004) . Половая социализация осуществляется как в системе «ребенок-взрослый», так и в системе «ребенок-ребенок»: в рамках детской субкультуры, в совместной деятельности и общении отрабатывается полоролевое поведение мальчиков и девочек (Осорина М.В., 1997). В последние годы произошло ослабление социализирующего влияния детско-подросткового сообщества и семьи, а общество стало внедрять бисексуальную модель половой социализации, дезориентируя подростков в плане формирования половой идентичности (Абраменкова В.В., 2000).
Социальная, научная и практическая значимость. Практическая значимость предлагаемого проекта состоит в том, что классным руководителям, социальным педагогам и школьным психологам предложена к реализации программа и комплекс методических разработок внеклассных занятий для подростков в технологии «мастерская», направленных на формирование психологической культуры общения полов, нравственно-ценностных установок на брачно-семейные отношения.
Цель. Формирование полового самосознания личности, взаимной толерантности полов, оказание психолого-педагогической поддержки в принятии и освоении гендерных ролей.
Основное содержание и этапы работы. Работа над проектом проходила в два этапа: 1 этап. 2002-2003 – изучение теоретических данных по проблеме гендерной идентификации. Разработка программы факультативного курса «Основы гендерологии». Представление программы на республиканских (г. Сыктывкар) педагогических чтениях «Гуманизация образования. XXI век». Публикация программы: Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Создание учебно-методического комплекса. В тематике занятий, в отборе содержания прослеживается культурологический подход: психологические особенности полов, их общения, отношения к браку и семье рассматриваются в культурно-историческом контексте, с опорой на произведения литературы и искусства, на личный опыт учащихся. Форма занятий – нестандартный урок: педагогическая мастерская, беседа в кругу с элементами тренинга и др.; 2 этап. 2003-2004 – апробация учебно-методического комплекса в школах и педагогических колледжах г. Сыктывкара: занятия проводили педагоги-психологи Сыктывкарской медико-педагогической школы и студенты-практиканты факультета психологии и социальной работы - специализация «Психолог в образовании». Проведение обучающих семинаров для классных руководителей, педагогов – психологов, социальных педагогов, студентов-практикантов специальности «Психология», выходящих на педагогическую практику в школы города. Проведение семинаров-мастерских на конференциях.
Результаты, выводы. Результативность комплекса внеклассных занятий анализировалась по итогам включенного наблюдения и опроса школьников. Ведущие фиксировали проявления эмоциональной децентрации, социального интереса, терпимости, способности к выставлению границ, избирательное отношение к формам групповой работы и методическим средствам, а также выполнение правил круга. В беседе и анкетировании выявлялась степень субъективной удовлетворенности участием в занятии и понимание личного результата. На конец 2003-2004 учебного года внеклассными занятиями было охвачено 596 школьников: 208 мальчиков и 388 девочек. По данным наблюдений можно говорить о положительной динамике в плане проявлений эмоциональной децентрации, терпимости, выполнения правил круга, принятия ответственности за личный результат работы в кругу на себя. Девочки обнаружили большую активность в работе с текстами (инсценирование, психодраматический розыгрыш), мальчики - в рисовании (индивидуальном, коллективном). Подростки обоего пола выразили удовлетворенность обстановкой безопасности, тем, что их слушали и принимали безооценочно, а также признали новизну содержания и влияние занятий на изменение существующих взглядов на общение полов, брачно-семейных установок.