«Студенческий психологический клуб как модель студенческой психологической службы в вузе» (программа психологической помощи студентам)
Авторы. Елизаров Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Курского государственного университета; Ларина Галина Николаевна, аспирант кафедры психологии Курского государственного университета.
Актуальность проекта. На современном этапе развития российского общества, характеризующимся формированием нового уровня социальных ожиданий и запросов к системе образования, существенно возрастает роль студенческих клубных коллективов, деятельность которых протекает в свободное от учебы время. Значительная популярность данной формы молодежного движения позволяет рассматривать студенческие клубы не только как один из важных институтов социализации студенческой молодежи, но и как возможную модель реальной профессиональной деятельности студентов.
В рамках указанного подхода по инициативе кафедры психологии в апреле 2000 года в Курском государственном университете был создан студенческий психологический клуб «Бумеранг». Организованный вначале как экспериментальная модель психологической службы летнего молодежно-юношеского центра Курской области «Монолит», «Бумеранг» и после окончания летних сборов "Монолита" продолжил свою жизнедеятельность, получив статус молодежного клуба Курского госуниверситета и оставаясь экспериментальной научно-методической площадкой кафедры психологии КГУ для внедрения практической психологии в деятельность летних оздоровительных лагерей и центров, а также одной из возможных перспективных форм профессиональной подготовки будущих психологов.
Опыт деятельности клуба по оказанию психологической помощи подросткам и юношам стал основой эксперимента по созданию на основе клуба модели психологической службы в Курском госуниверситете. Участниками эксперимента стали наиболее подготовленные студенты - психологи старших курсов, члены «Бумеранга» под руководством преподавателей и аспирантов кафедры психологии Курского госуниверситета.
Начало эксперименту было положено проведением обследования студентов КГУ членами студенческой психологической службы клуба «Бумеранг» в марте-апреле 2001 года, которое выявило широкий круг личностных проблем студентов: отрицательная и сниженная мотивация учебной деятельности, низкая мотивация на педагогическую профессию, пониженный эмоциональный фон настроения, неудовлетворенность своим положением в группе, проблемы общения и многие другие. В результате проведенного исследования были определены основные категории студентов Курского госуниверситета, нуждающиеся в психологической помощи: первокурсники, студенты 3-х курсов, выпускники, семейные студенты. Для каждой категории студентов членами клуба совместно с преподавателями кафедры психологии была разработана комплексная программа оказания психологической помощи.
Уже в 2003-2004 учебном году студентами - членами психологической службы КГУ была реализована программа психологической помощи первокурсникам в их адаптации к вузовской жизни. Первым этапом данной программы стало проведение широкомасштабного исследования, посвященного адаптации студентов КГУ к вузовской жизни.
Известно, что перестройка жизни молодого человека, связанная с началом учебы в вузе, - сложный и многоплановый процесс и адаптация обеспечивается системой факторов (морально-психологические, волевые, оценочные, эмоциональные, рациональные формы поведения и т.д.), которые выполняют регуляторную и стабилизирующую роль в деятельности личности студента в новых условиях. Некоторые исследователи отмечают большое влияние процесса адаптации на успех дальнейшей учебы. Именно в первый год обучения студенты не только получают общие сведения о своем вузе, но и формируют собственное отношение к нему: приобщаются к нормам, традициям, опыту вуза, к требованиям учебной и общественной работы.
Изучение адаптации осуществлялось на основе оценки трудностей, испытываемых студентами Курского госуниверситета. Выявленные трудности были сгруппированы в три группы: организационные – проблемы, связанные с планированием личной учебной деятельности; учебные – сложности связанные с подготовкой к семинарским занятиям, экзаменам, работа с учебной литературой; межличностные – трудности связанные со взаимодействием студентов друг с другом в новом коллективе.
Оказание психологической помощи осуществлялась членами клуба следующими формами и методами: - лекции. Данная форма реализовывалась преподавателями кафедры психологии и старшекурсниками - психологами, членами психологической службы «Бумеранга». Они были посвящены особенностям обучения в вузе (основным подразделениям Вуза, его традициям, правовым положениям и т.д.), механизмам межличностного познания и взаимодействия, культуре экзамена и мн. др.; - дискуссионные столы, на которых обсуждались острые проблемы студентов и способы их решения; - консультирование по обращению – индивидуальное консультирование студентов по личностным проблемам; - почта доверия – заочное консультирование студентов, по интересующим их вопросам; - групповые занятия, целью которых является формирование студенческих коллективов и преодоление внутригрупповых проблем; психологические вечера, которые в занимательной форме раскрывают секреты Психеи.
Всего в течение 2003 – 2004 учебного года психологическую помощь получили более 400 студентов – первокурсников.
О результатах программы свидетельствует существенное изменение отношения студентов – первокурсников к проекту и их активное участие в нем, а также помощь и содействие сотрудников различных подразделений Курского госуниверситета в реализации проекта студенческой психологической службы.
Показателем эффективности деятельности студенческого психологического клуба Курского государственного университета «Бумеранг» как модели психологической службы стал высокий уровень общественного признания клуба и его наиболее активных членов в регионе. Это проявилось, например, в многократном освещении деятельности «Бумеранга» в региональных СМИ, что способствовало включению клуба в общественное сознание студенческой молодежи г. Курска как значимой организации в оказании психологической помощи в личностном развитии. Кроме того члены клуба приняли участие в создании студенческой психологической службы в международном летнем студенческом центре «Славянское содружество 2004», получившей положительные отзывы студентов Вузов России и Украины. Успешная апробация концепции и деятельности клуба состоялась и на «Зимней психологической школе – 2004. Психология: исследование и практика», организованной на базе факультета психологии СПбГУ, где «Бумеранг» был признан дипломантом.