«Дошкольная гимназия как образовательная модель взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей» (диссертация и образовательная программа)
Автор: Князева Наталья Ивановна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и воспитания Норильского межотраслевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Актуальность проекта. Сегодня приходится говорить не только о необходимости развития ребенка, но и о защите духовного мира детей, поскольку необходимо освободить их мироощущение, непосредственность восприятия от агрессивного влияния массовой культуры. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. Тем более, что в условиях мегаполиса обостряется реальная опасность распада всех общественных связей, а значит, ослабления процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного и гражданского воспитания личности. Помочь молодому поколению россиян адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности, принять устоявшиеся нравственные нормы общежития современного социума, а также успешно реализовать свои потребности в социализации могут новые формы работы с семьей и детьми дошкольного возраста, где процесс самоорганизации и самореализации прежде всего взрослых (родителей) дает возможность естественного вхождения в общественную систему нравственных отношений.
Социальная, научная и практическая значимость. Научная значимость исследования состоит в том, что была выявлена специфика социально-педагогических и психолого-педагогических проблем нравственного воспитания и интеллектуального развития ребенка в современной семье, которые включают в себя социально-бытовые, личностно-ориентированные, психологические и другие аспекты жизнедеятельности этого социального института; разработана психолого-педагогическая модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи в нравственном и интеллектуальном развитии ребенка; методически обоснованы нравственно-ориентированные образовательно-воспитательные технологии в условиях альтернативного образовательного дошкольного учреждения, комплексно обеспечивающие социально-педагогическое влияние на обозначенный процесс; разработано методическое и педагогическое сопровождение по внедрению педагогической модели формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста через взаимодействия семьи и учреждение дополнительного образования; определена роль социального педагога в реализации нравственного воспитания личности ребенка-дошкольника, выстроенная на целенаправленной работе с родителями, позволяющая оптимизировать процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования нравственных качеств и интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии образовательного учреждения с семьей; пакета документов и учебных программ для нравственно-ориентированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста; специализированных курсов; научно-методических и практических рекомендаций по подготовке преподавателей для образовательных дошкольных учреждений (дошкольных гимназий, прогимназий, подготовительных групп дошкольных учреждений); организации и проведения обучающих курсов и практических семинаров для педагогов дополнительного образования и педагогов дошкольных учреждений, а также педагогов-волонтеров общественной организации «Норильский социальный проект».
Цели. Теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить и внедрить педагогическую модель, включающую в себя научно-методические, практические рекомендации по организации эффективного взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования в нравственном воспитании и интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста через активные формы психолого-педагогического воздействия.
Основное содержание и этапы работы. Проект основывается на развивающей программе «Дошкольная гимназия». Программа составлена исходя из потребности педагогической общественности в анализе проблем, лежащих на стыке психологии и практики современного образования старших дошкольников и младших школьников, а также востребованности родительской общественностью новых методов обучения, как детей, так и родителей. Представленная в проекте развивающая программа для детей дошкольного возраста предполагает работу по трем направлениям. 1.Дошкольное обще ориентированное развивающее направление; предусматривает широкий спектр развивающих занятий; 2. Направление личностной ориентации и психолого-педагогической коррекции; предполагает коррекционную работу с детьми, как индивидуальную с разработкой индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, так и в малочисленных группах в случае не усвоения детьми программы. 3. Направление социально-психологической помощи и поддержки детей и их родителей.