Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: методические материалы для создания и обоснования программ коррекционно-развивающих занятий» (программа КРЗ для начальной школы VIII вида)

Автор:

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: методические материалыдля создания и обоснования  программ коррекционно-развивающих занятий».

Актуальностьданной работы обусловлена необходимостью создания и обоснования коррекционно-развивающих программ, их индивидуализации и дифференциации в зависимости от актуального уровня и зоны ближайшего развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-нравственной сфер учащихся (не только коррекционных образовательных учреждений). «Учение, ориентированное на процесс»*, формирование «универсальных учебных действий»* находят своё отражение в представленных материалах. Коррекция психомоторики и сенсорных процессов входит в обязательное содержание работы педагога-психолога специальных коррекционных учреждений.

Повышение уровня развития когнитивных психических процессов расширяет возможности адаптации, реабилитации, дальнейшей социализации, реализации себя, как полноценного гражданина своей страны, приносящего пользу своим близким, т.е.  социально значимо. Кроме этого,  в процессе КРЗ предусмотрены  актуализация и привитие общечеловеческих ценностей.

Анализ теоретического материала лежит в основе создания инструментария для разработки и обоснования коррекционно-развивающих программ.  Инструментарий, в виде структурирования теоретического материала в таблицах и «матрицах коррекционного воздействия», позволяет комплексно и системно рассматривать и решать проблемы учащихся и учебного процесса, обеспечивая этому  научную  обоснованность (значимость).  

Практическая значимостьметодических рекомендаций определяется предлагаемыми упражнениями, заданиями и техниками осуществления коррекционной работы, структурированными в специальные занятия. Предложенное тематическое планирование коррекционных занятий отражает технологический процесс формирования способностей и может быть использовано в  практике работы психологов, педагогов, воспитателей коррекционных образовательных учреждений 7 и 8 видов, а так же родителями для организации досугадетей. Программа мониторинга может служить средством оценки эффективности коррекционно-развивающей работы, являясь, при этом, средством коррекционно-развивающего воздействия.

Соответствие представленного материала «стратегии вариативного образования»*, ориентированного на «непосредственную связь с практическими ситуациями реальной жизни»* и «сотрудничество учителя и учащихся»*,  взрослого и ребенка имеет значение для развития психологии.

Целикурса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида:

1) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

2) Целенаправленное формирование психологических новообразований,

______

*  см. Стандарты второго поколения

 составляющих сущностную характеристику возраста или в «зоне ближайшего развития»;

3) Спо­собствовать оптимизации психического и личностного раз­вития ребенка и более эффективной социали­зации его в обществе;

4) Содействие формированию «универсальных учебных действий» и оптимального индивидуального   стиля  деятельности с учетом индивидуальных компенсаторных возможностей учащегося.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов коррекционных школ VIIIвида при локальном и комплексном воздействии. Методические рекомендации, надеюсь, облегчат труд педагогов – психологов, дефектологов, воспитателей, учителей начального звена всех образовательных учреждений. 

В данной работе представлены:

  • Материалы теоретического анализа разных подходов в определении и последовательности развития, описании принципов психокоррекционной работы и отличий КРЗ от уроков. Даны рабочие определения.
  • Модифицированные  коррекционно-развивающие  упражнения («КРУпр.») - результат апробирования;
  • Инструменты разработки и обоснования структуры и содержания коррекционной программы  в виде:  1) структурирования и каталогизации «КРУпр.» по сути приема и направлениям воздействия,  2) обобщенной структуры содержания коррекционных  занятий (матрицы); 3) содержания Карты сопровождения учащегося, 4) результатов мониторинга в виде ориентировочных норм и фотографий с КРЗ.
  • Авторская  Программа КРЗ, которая является результатом 14-летней  работы в СКОШ VIIIвида. Она строилась с учетом анализа трудностей учащихся и результатов мониторинга уровня развития  когнитивных психических процессов и мелкой моторики учащихся.  В примерном тематическом плане программы показано поэтапное дозирование внешней помощи, которое, по сути, является «процессуальной диагностикой».

Предлагаемая программа КРЗ основывается на комплексном подходе и, в совокупности с Мониторингом динамики развития когнитивной и  эмоционально - нравственной сферы, может стать системообразующим элементом психолого-педагогического сопровождения  и образовательного процесса в целом.  «Матрица КРЗ» может быть удобна для структуризации архива методических материалов и основой для создания «АРМ (автоматизированного рабочего места) психолога».

Результативность.По результатам мониторинга уровня развития когнитивных психических процессов получилось, что в течение 4-х лет, начиная с 1997г., наблюдалась устойчивая тенденция увеличения количества учащихся, имеющих результаты по тесту Равена выше нижней границы нормы (с 10% до 24% от общего числа учащихся). В 2008-09уч.г. таких учащихся было 33%. И это при условии увеличения количества детей со сложной степенью дефектов. Фотографии ситуаций успешной деятельности, наряду с арт-терапией, решают задачу эффективной обратной связи, а значит,  стимулируют работу в процессе КРЗ.

Выводы:Предложенная программа, решает поставленные задачи.  Она полифункциональна, позволяет подстраиваться под текущие проблемы и ситуацию, осуществлять межпредметные связи и связь с практическими ситуациями реальной жизни.Процесс диагностики оказывает положительное коррекционно-развивающее воздействие, т.е. является «коррекционно-диагностической» процедурой.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе