- Буранова Наталья Валерьевна
директор, БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», (Нижневартовск)
- Кутлушина Эльвира Талгатовна
психолог отдела социально-психологической помощи, МУ «Центр по проблемам семьи», (Нижневартовск)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Мы считаем, что большинство разработанных программ по организации работы с подростками и молодежью направлены на коррекцию уже имеющихся негативных последствий в развитии личности и уже сформированных негативных проявлений поведения у подростков. Помимо этого, также существует проблема сформированности у взрослых определенного стереотипа образа представителя этой возрастной группы (шумные, невоспитанные, вульгарные, ленивые и безразличные), что особенно остро стоит именно для современного этапа развития нашего общества (смена идеологической политики ведет к смене ценностных ориентаций нового поколения, и в свою очередь, к обострению межличностных отношений). Поэтому, мы считаем, что сегодня важны именно профилактические образовательные программы и просветительская деятельность по вопросам развития и воспитания детей.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Социальная: введение в общество социально адаптированных молодых людей, обладающих определенной системой ценностей, навыками самоанализа самоопределения. Научная: возможность использования полученных в ходе реализации проекта данных в анализе и прогнозировании необходимости использовании эффективности тех или иных методик и разработок в области психологии, а также для дальнейшей организации работы с подростковой аудиторией. Практическая: использование наиболее эффективных форм и методов работы с подростками и молодежью, абсолютная доступность в реализации данного проекта.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Обеспечение научных теорий и методик практическими результатами, информацией и анализом эффективности использования.
ЦЕЛИ. Профилактика социальной дезадаптации и возможных затруднений в многоплановом процессе установления, развития контактов и связей, как субъекта и объекта общественных отношений. Задачи: возможность решения психологических проблем, связанных с актуальными задачами развития подросткового возраста. Формирование «я – концепции», как возможности личностного роста (осознание собственных ощущений, эмоций, чувств и способов их проявления, как возможность дальнейшей саморегуляции). Приобретение навыков конструктивного взаимодействия в группе (показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах). Пропаганда здорового образа жизни. Психологическая подготовка к семейной жизни, как новой социальной роли. Создание комфортных условий работы, чтобы дать возможность подростку довериться взрослому.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Учащиеся старших классов МОСШ, средних специальных и высших учебных заведений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ . Проект реализуется в течение учебного года.
Работа с одной группой (15 – 20 человек) рассчитана на 5 дней по схеме:диагностика, проведение работы, обратная связь, результаты. В конце года – общий анализ проведенной работы в целом, прогнозирование, внесение корректив.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Персонализация и социальное самоопределение подрастающего поколения.