«Психологическое профилирование безработных граждан и выпускников вузов» (научное исследование)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.Актуальность проекта обусловлена необходимостью психологического осмысления новых социально-экономических явлений в нашей стране (безработица, материальная, социальная депривация и т.п.) и потребностью в новых технологиях поддержки социально уязвимых групп населения.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Социальная значимость проекта состоит в том, что его результаты позволяют совершенствовать социальную политику на рынке труда. Научная значимость проекта: предложен новый подход к психологическому анализу кризисных ситуаций на рынке труда (введены новые понятия, предложена модель преодоления индивидуального кризиса занятости). На русский язык адаптированы зарубежные методики Attributional Style Questionnaire М. Селигмена и Social Support Questionnaire (Short Form) И. Сарасона, Б. Сарасон, Э. Ширин, Г. Пирса. Выявлены психологические факторы трудоустройства среди взрослых безработных и выпускников вузов. Практическая значимость состоит в том, что раскрыто содержание профилирования на рынке труда, предложены психологические компоненты профилирования и новые диагностические методики, которые могут использоваться в службах занятости, центрах профориентации, трудоустройства и т.п.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Результаты проекта делают вклад в психологическое понимание рынка труда и безработицы, которые в России изучены слабо. Проект способствует развитию идей самоорганизации и саморегуляции личности в кризисной ситуации, а также развитию концептуального аппарата, методической и эмпирической базы экономической психологии.
ЦЕЛИ. Главная цель проекта – выявить личностные факторы успешного/неуспешного восстановления и первичного обретения занятости на российском рынке труда.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Психологи, социальные работники, специалисты в области профессиональной ориентации и трудоустройства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. На первом этапе важно было прояснить значение термина «профилирование». Он используется в целом ряде областей: психодиагностике, маркетинговых исследованиях, медицине, криминологии, образовании и т.д. Была определена специфика психологического профилирования как практико-ориентированного способа описания и объяснения личностно-средового взаимодействия, при котором определяются психологические факторы успешного/неуспешного решения индивидуальных и социальных проблем, строятся соответствующие профильные модели и типологии. На втором этапе мы убедились, что интересующая нас предметная область недостаточно освоена отечественной психологией. Чтобы анализировать ситуации восстановления и первичного обретения занятости в едином смысловом контексте, мы ввели новые понятия: «индивидуальный кризис трудовой занятости», «индивидуальные шансы на рынке труда». Обобщили зарубежную и отечественную литературу по данным вопросам, соотнесли с родственными понятиями, предложили модель преодоления кризиса занятости. Она включает мотивационные, рефлексивные, социально-сетевые характеристики личности, с одной стороны, объективные и субъективные критерии преодоления кризиса, с другой стороны. Была сформулирована гипотеза эмпирического исследования о влиянии упомянутых характеристик личности на преодоление индивидуального кризиса занятости. Также была обоснована лонгитюдинальная стратегия сбора данных. На третьем этапе решалась задача операционализации основных элементов теоретической модели. Были определены характеристики выборки, методы сбора и обработки данных. Среди методов сбора данных отметим опросник атрибутивного стиля (Attributional Style Questionnaire) М. Селигмена и опросник ожидаемой социальной поддержки (Social Support Questionnaire, Short Form) И. Сарасона, Б. Сарасон, Э. Ширин, Г. Пирса). Поскольку они ранее не переводились на русский язык, нам пришлось провести специальное психометрическое исследование, связанное с их адаптацией. На четвёртом этапе был собран эмпирический материал. Сначала были опрошены безработные граждане (обследование проводилось среди клиентов государственной службы занятости и частной биржи труда) и студенты пятого курса четырёх вузов Краснодара. Через 5-6 месяцев был проведён повторный опрос респондентов с целью определения их статуса занятости и других характеристик. На пятом этапе анализировались социальные и психологические различия между успешными (трудоустроившимися) и неуспешными (остающимися без работы) респондентами. Использовались методы параметрической и непараметрической статистики. Выявленные различия уточнялись в регрессионных моделях, позволяющих предсказывать трудоустройство безработных граждан и выпускников вузов.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Исследование показало, что в группе безработных граждан трудоустройство связано с изначально низким уровнем ориентации на получение пособия и более низкой приверженностью своей специальности (мотивационный фактор), более низким негативным атрибутивным стилем (рефлексивный фактор) и более активным использованием ресурсов общественных объединений (социально-сетевой фактор). Наибольшей прогностической ценностью в отношении трудоустройства обладают две переменные: отсутствие ориентации на пособие и членство в общественных объединениях.
В группе выпускников вузов трудоустройство связано с другим набором переменных. Это пол, место проживания, имеющиеся материальные ресурсы (социально-демографический фактор), готовность браться за любую работу, более низкая приверженность ценности «личное достоинство и самоуважение», более высокая выраженность реалистических профессиональных предпочтений (мотивационный фактор). Наибольшее влияние на трудоустройство оказывают пол выпускника и место проживания. Таким образом, содержание и роль психологических факторов в преодолении индивидуального кризиса занятости отличаются в группах безработных граждан и выпускников вузов. Результаты свидетельствуют о продуктивности предложенной стратегии профилирования на рынке труда.