Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Семантический анализ креативных процессов: математическое моделирование ментальности» (научно-информационный интернет-ресурс http://www.sny-research.com/SA_Ru.htm)


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Стремление гуманитарных наук строить модели поведения субъекта по образцу классической науки, предсказывающей поведение объектов, сопряжено с целым рядом трудностей методологического и методического характера. Основная проблема заключается в том, что поведение объекта описывается в рамках механистического процесса, а поведение субъекта требует описания в рамках креативного. Чтобы адекватно раскрыть поведение субъекта, необходимо построить методологию и определить методы исследования креативных процессов. Эту методологию мы обозначили как семантический анализ. Методология семантического анализа ориентирована на изучение креативных процессов (развития, эволюции, творчества), которые не могут быть предметом классической науки, поскольку она сводит их к механическим процессам с конечным содержанием, определяемым на некотором конечном наборе аксиом и правил вывода, что позволяет классической науке давать однозначные прогнозы в рамках соответствующего концепта. Креативные процессы не могут быть определены в формальной системе, поскольку развитие представляет неконечное содержание, и требовать однозначности предсказаний в этом случае нельзя. Однако это не исключает возможности их полноценного исследования. Чтобы исследовать развитие, следует сделать предметом научного изучения «живого субъекта», а не «мертвый» объект, и в этом смысле он должен быть первичным по отношению к объектам. Предметом исследования становится сам способ «организации» субъективной реальности (принцип ее объективации), не позволяющий исключить субъекта из картины мира. В семантическом анализе принципы объективации рассматриваются как уже существующие в субъектной реальности и соотносятся с субъектом, который их реализует в своих представлениях об этой реальности (понятие ментальности). Это не означает редукции к субъективизму, просто в основе любой субъективной реальности лежат объективные принципы ее упорядочивания. Если для классической науки источником объективности является уже готовый, упорядоченный объектный мир, противопоставленный субъекту, то в методологии семантического анализа источником объективности субъективного мира ощущений и чувств являются принципы объективации, непосредственно данные субъекту.Попытки неоклассической науки включить креативного субъекта в картину мира приводят к противоречию с самим принципом научной объективности, так как означают включение источника, изменяющего сам этот принцип и содержание научных теорий в саму теорию. Формализация в таком случае становится невозможной, поскольку содержание такой «теории» будет непрерывно изменяться. Включение субъекта в рамках формально-логического описания может быть только механистическим, и субъект фактически сводится к объекту (как конечному набору установок и стереотипов). Включение же креативного субъекта в классическую теорию сразу нарушает принцип причинности. В рамках классической науки эволюционный процесс оказывается оторванным от самого субъекта как единственной «формы», в которой он и может быть реализован. Поскольку объектный мир детерминирован, то эволюция «выносится» за пределы объектной (и субъектной) реальности и выступает как ничем неуправляемый «креэйтор» (Творец) этого мира. Сами же принципы объективной реальности в классической науке являются следствием абсолютного произвола эволюции, а конкретный субъект сводится к пассивному наблюдателю в определенной системе отсчета.

В таком представлении эволюция не может стать предметом никакого анализа, и является по отношению к объекту и самому субъекту источником абсолютной, ничем неограниченной и никак не познаваемой воли. В этом случае классическая наука, изучая объектный мир, принципиально не может исследовать ни субъекта, ни эволюцию.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Заявленная проблема имеет методологический, теоретический, методический и прикладной аспекты, и может быть отнесена к статусу фундаментальных. С позиции системного анализа это новый шаг в моделировании и интерпретации сложных систем. Семантический анализ впервые предлагает новый научный подход к моделированию самого способа смысловой интерпретации системы, формальная логика, построения которого реализована не по принципу метатеории для описания семантики моделей, а по принципу мета-алгоритма семантического тестирования систем, моделирующего способ формирования, функционирования и развития семантической организации любой системы. Математические обоснования валидности семантического пространства, демонстрируют возможности применения семантического анализа в самых различных областях науки и социальной практики. Найденное непротиворечивое включение субъекта (наблюдателя) в систему (с доказательством законов сохранения в новой модели) создает многоплановый контекст взаимодействия естественных и социальных наук в решении многих «неудобных» с позиции классической науки проблем, позволяя выйти на целостное понимание общих закономерностей и стирая мнимые границы точности измерений в естественных и гуманитарных науках. Метод семантического анализа позволяет формализовать любые типы моделей (математические, физические, кибернетические, лингвистические) и моделировать объекты любой природы в геометрии семантического пространства. Метод описывает в семантической парадигме практически любую систему с заданными целевыми функциями (в естественных науках их обычно называют принципами), раскрывающими смысл изучаемых процессов. Поскольку в семантическом пространстве выполняются законы сохранения, то это открывает возможность точных прогнозов в любой ситуации. Поэтому моделирование «живых» систем в геометрии семантического пространства для гуманитарных наук может давать столь же точные предсказания, как и для естественных. Метод может быть применен для оптимизации экономических систем, технологических процессов, медико-биологических и психических состояний и др. в любых заданных условиях. В области естественных наук, метод может быть интересен теоретикам, так как позволяет раскрыть роль наблюдателя в релятивистской и квантовой физике.На практике метод может применяться в различных областях (психология, социология, маркетинг, реклама, политика, экономика, культурология, конфликтология, лингвистика, гендер, имиджелогия и др.) исследуя смысловые интерпретации любого явления различными группами для построения качественных и количественных прогнозов поведения и реакции этих групп в разных ситуациях или условиях. Этот подход решает многие практические проблемы, которые традиционные методы не могут решить принципиально. В частности, предоставляет возможность расчета оптимальной модели, предлагая мониторинг оценки эффективности различных способов по ее достижению. Программное оснащение метода включает поиск стратегии оптимума решения задачи с демонстрацией качественных и количественных результатов эффективных и неэффективных затрат по достижению цели. Подобное проектирование в виртуальном семантическом пространстве способно сэкономить немало средств в реальности. Семантическое решение задачи оптимального выбора актуально для ряда проблем социальной практики: предсказание рейтингов, оценка социальной напряженности и конфликтов, социальное управление, проблемы адаптации и психологической совместимости, формирование команд и оценка эффективности групповой деятельности, оценка нормы-патологии в ценностном аспекте, правовые проблемы вынесения общественных вердиктов, любые проблемы диагностики и экспертизы и многое другое. Причем, семантический анализ работает как на микро, так и на макро-уровне, от отдельного индивида до социальных групп разных масштабов.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Для психологии наибольший интерес представляют разработки по анализу субъектности и моделированию ментальных пространств, а также исследованию мотивации и методов построения мотивационных пространств.Актуальность теоретической формализации и экспериментальных разработок в данных направлениях связана с отсутствием в психологии адекватного инструмента для измерения потребностно-мотивационной структуры сознания субъекта. Причина несостоятельности предсказательных возможностей современных диагностических подходов лежит в психологической теории измерения, использующей поверхностно и неполно аналоговым образом методы точных наук. Формализованный подход к полноценному моделированию мотивационных систем по-прежнему остается в психологии нерешенной задачей (как на уровне качественных, так и количественных методов). Новизна поставленной задачи следует из отсутствия аналогов по верифицируемой теории построения мотивационных пространств с возможностью количественных измерений и качественного анализа мотива. Кроме того, предлагаемый подход дает возможность выхода на исследование смыслового поля надиндивидуальных потребностей субъектной активности, раскрывающих эволюционный смысл креативного развития субъекта, а не только механику его поведения. В работе предлагается формализация анализа мотивационных систем с помощью моделирования мотивационного пространства в семантическом. При этом используются доказанные ранее принципы формализации семантической организации ментального пространства и исследуются новые возможности многомерной геометрии при математическом моделировании ментальности (на настоящий момент авторам неизвестны какие-либо аналоги по расчету координат мотивационного вектора в геометрии какого-либо пространства). Предлагаются экспериментальные семантические параметрические исследования по диагностике мотивационной организации различных психосоциальных систем.

ЦЕЛИ. Математическое моделирование ментальности в парадигме семантического анализа преследует цель полноценной формализации ментального способа организации природы субъективной реальности, позволяющего раскрыть в конечных понятиях «неконечную причину» креативности, которая также как в классической науке уходит в «дурную бесконечность». Но если для классической науки бесконечность познания определяется бесконечным многообразием объектов, то в семантическом анализе она порождается многообразием «субъектов» различного уровня. В данном случае задачей семантического анализа становится не бесконечный процесс механистического раскрытия через значения (понятия) «конечных содержаний» мира («свалки вещей») как открытой системы, а раскрытие смысла каждого содержания через систему целей каждого субъекта этого процесса. Цель семантического анализа - семантическое описание психологических явлений методом построения соответствующего семантического пространства. Основная задача – дать полноценное[1] представление или описание субъектом объектов, пригодное для последующего предсказания их количественных и качественных трансформаций в процессе взаимодействия. Описываемая технология разрабатывалась первоначально для исследования ментальности в рамках психосемантики и использовалась для выделения независимых смысловых компонент, детерминирующих процесс восприятие субъекта (или группы), и последующего моделирования психологических механизмов оценки им своего социального окружения. В процессе ее использования был обнаружен ряд соотношений, в точности совпадающий с некоторыми физическими законами. Отсюда был сформулирован предмет семантического анализа: каким образом ментальность как способ отражения мира, сказывается на знании о нем (возможно, существуют общие неспецифические закономерности в рамках любой науки, связанные с «топологией» ментальной карты, которые возникают из-за особенностей представления реальности на ней).

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Проект рассчитан на широкую аудиторию специалистов из самых разных областей науки и практики, как теоретиков, так и прикладников. Проект демонстрирует современные количественные возможности психологического анализа в разных областях. Различные разделы сайта подготовлены с учетом различного профиля пользователей и уровня подготовки. Все программные продукты, анонсированные на сайте, включают help-систему. Сайт подготовлен на английском и русском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. В изложении материалов сайта авторы ставили перед собой цель, прежде всего, всесторонне изложить теоретические и практические аспекты семантического анализа.В методологической части (http://www.sny-research.com/SA_Part1_Ru.htm) изложена методология субъектного подхода. В ней обсуждаются вопросы непротиворечивого включения субъекта в теорию, важным моментом является обсуждение главного атрибута субъекта – его креативности. Поскольку эволюционные процессы изменяют содержание объектной реальности и, следовательно, нарушают принцип причинности в рамках любой формальной теории, то ввести субъекта в классическую теорию не представляется возможным. Любая такая попытка автоматически сводит его к объекту. Поэтому предлагается принципиально новое решение проблемы. В теоретической части (http://www.sny-research.com/SA_Part2_Ru.htm) рассматриваются вопросы формализации семантического анализа. На примере объектов естественных наук формально показано, что законы сохранения по существу являются следствием сохранения смыслового описания системы и при полноценном задании объектов могут эффективно использоваться и в гуманитарных науках. Здесь же вводятся основные понятия теории семантического анализа: состояние, мотивационный вектор и др. Показывается, что при данном подходе ментальность рассматривается как единое целое, описывается вероятностно через суперпозицию состояний и не сводится к отдельным элементам ее составляющим.В методической части (http://www.sny-research.com/SA_Part3_Ru.htm) описывается методика семантического исследования, сопровождаемая конкретными примерами из реальных проектов. В разделе представлены основные алгоритмы теоретических разработок и соответствующее им программное обеспечение (например, тестовый и программный модули методики семантического исследования, и демонстрационные версии баз данных конкретных проектов, например, для маркетинговой оценки товара, тестирования рекламы или программ по задачам командоформирования для кадрового менеджмента).В практической части (http://www.sny-research.com/SA_Part4_Ru.htm) представлены конкретные исследования, реализованные в рамках данного подхода. Проекты демонстрируют возможности методики исследовать самые различные и наиболее актуальные области и сферы социальной практики, требующие точных прогнозов и выбора эффективных решений. Примеры представлены в формате мультимедиа с программной демонстрацией возможностей анализа на реальном экспериментальном материале.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Современное предметное структурирование социопсихологического знания проявляется в отчетливой тенденции пересмотра традиционной аксиоматики классической науки и развитии идей неоклассической парадигмы, утверждающей принцип субъектности в построении научной картины мира, постулирующий в общем случае переход от пассивного отражения реальности к ее конструированию субъектом. Методологический анализ теоретических обоснований роли субъекта в современной научной картине мира указывает на возможность общего подхода к решению проблем, возникающих в различных науках при попытках объяснить феномен психической реальности. Настоящая попытка «реанимации» субъекта в науке выходит за пределы чисто качественных дискуссий о природе объекта и субъекта, объективного и субъективного, сознательного и бессознательного, значения и смысла, потребности и мотива как детерминант поведенческой активности, предлагая строгие математические решения большинства поставленных вопросов в новой геометрии семантического пространства. В этом смысле проект реализует новую общенаучную постановку проблемы моделирования и интерпретации целеустремленных систем (креативных процессов) в парадигме семантического анализа, включая прикладные задачи оптимального управления их развитием. С точки зрения гносеологических неклассических тенденций описания объекта в науке теорию систем можно рассматривать как логическое средство формального описания реальных объектов и природы их взаимодействий в форме представления (отображения) в виде модели. Любая система может быть представлена как модель, причем каждое представление системы – есть некоторая модель этой системы (математическая, физическая, кибернетическая, лингвистическая и др.). В данном проекте речь идет о сложных, живых, ценностноориентированных иерархических системах, именуемых классом целеустремленных систем (описывающих природу креативных процессов) и их формального представления на уровне семантической модели, описывающей семиотический (смысловой), а не синтаксический (значенческий) уровень организации и не уступающей в точности формализации естественнонаучным методам моделирования. Семантическое тестирование целеустремленных систем позволяет исследовать ценностно-целевые принципы эффективного функционирования систем, прогнозировать оптимальные направления развития (исходя из условий, задач и целей), оценивать эффективность системы в достижении целевого результата с учетом возможных затрат, осуществлять прогнозы «целевой переориентации» системы, то есть находить и вычислять критерии целевой оптимизации системы для решения прикладных задач. Сложности теоретической формализации, которые столь часто снижают популярность подобных проектов, оборачиваются на практике элегантными и эффективными технологическими решениями самых распространенных задач, начиная с выбора партнера, эффективного формирования групп, построения оптимального рекламного бренда или маркетинговой стратегии до управления политическим имиджем, формированием экономического портфеля или мер снижения национальной напряженности.



[1] Непосредственные цели любого научного исследования – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, то есть теоретическое отражение действительности в некоторых моделях, как правило, математических. Поэтому научное знание должно иметь возможность проверки теоретических предсказаний на практике. Но теория, чтобы быть предсказательной, должна включать в себя полное описание объекта со стороны тех его свойств, которые характеризуют его в исследуемом классе процессов. Такое описание называется полноценным. Успех естественных наук во многом был предопределен тем, что они изначально использовали для описания своих объектов естественное полноценное пространство признаков, позволяющее учитывать все количественные изменения в процессе любых трансформаций объектов и открывать инварианты (законы сохранения, интегралы движения) при различных взаимодействиях.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su