«Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания» (печатное издание)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА обусловлена тем, что в настоящее время в психологической науке отсутствует такая парадигма, которая позволяла бы удовлетворительно решать стоящие перед психологами теоретические проблемы и практические задачи, интерпретировать все известные в психологии феномены и закономерности.
«Господствующая парадигма разрешает теоретически объяснять только отдельные фрагменты психической реальности» (с. 266)
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Научная значимость заключается, прежде всего, в том, что в книге поставлена проблема поиска единого методологического объяснения разнообразных психологических явлений с учетом сущности и функций сознания и заявлена новая парадигма психологической науки — психологика. «Предложенный новый взгляд на сознание позволяет увидеть вечные проблемы с такой стороны, с какой на них еще никто не смотрел. Вряд ли стоит полагать, что высказанные в этой книге идеи окончательно решают хотя бы некоторые головоломки. Предложенные версии — это всего лишь указание на возможность решения …, но отнюдь не строгое решение. Ведь столько еще остается неясным! Злоключения с вечными проблемами на этом не кончаются, однако они могут начать свою новую жизнь в новом обличии» (с. 332).
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Обсуждение и реализация предложенного в работах автора (и в частности в заявленной работе) подхода к сознанию поможет вывести психологию на новый этап теоретического развития. «В этой книге я решился на самое страшное — на штурм вечных проблем сознания (психологи иногда называют их проклятыми и специально подчеркивают их философское происхождение — может быть, отчасти для того, чтобы самоустраниться от их решения). Я убежден, что отсутствие хоть какого-нибудь приемлемого решения этих проблем тормозит становление психологии как теоретической науки и лишает психологов твердой почвы под ногами» с. 5.
ЦЕЛИ. Привлечь внимание научной общественности к потенциалу и перспективам психологики как парадигмы, использование которой поможет вывести психологию из методологического тупика. Стимулировать научную дискуссию о месте и роли психологической науки, о ее методологической основе, о сущности, функциях и закономерностях сознания. Наметить пути создания единой психологической теории. «Я предлагаю позволить себе, наконец, перестать делать вид, что мы понимаем больше, чем на самом деле понимаем. Давайте внимательно присмотримся к парадоксам и головоломкам, от одного лишь приближения к которым мутнело в глазах не у одного поколения исследователей. Однако не будем стоять перед ними, дрожа от ужаса, а попробуем поискать выход из их тяжелых объятий. Кант называл людей, дружащих с парадоксами, логическими эгоистами, ибо, писал он, они не считаются с общепризнанными взглядами и упорно предлагают публике утверждения, противоречащие общему мнению. Но тут же добавлял: парадокс пробуждает душу к вниманию и исследованию, а обыденность, лежащая в основе общего мнения, навевает сон» (с. 14).
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Основная аудитория проекта — профессиональные психологи, философы, а также студенты, обучающиеся по этим специальностям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. В работе рассматриваются философские проблемы, связанные с вопросами психологии сознания (Глава 1), конкретное психологическое воплощение этих проблем в более частных областях психологического исследования (Глава 2), методологические особенности разных наук в их связи с методологией психологии как науки (Глава 3), возможные пути решения некоторых стоящих перед психологией проблем (Глава 4).
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. «Главный смысл написанного можно сформулировать так: психология — замечательная наука, ее достижения неоспоримы, только не следует делать вид, что мы знаем больше, чем на самом деле знаем. И не нужно избегать головоломок: надо упорно искать их решение. И при этом все время помнить: решение головоломок — это всегда логический трюк. Психология созрела для того, чтобы стать теоретической наукой. Для этого надо только честно оценить успехи (а их немало!), понять имеющиеся слабости (которые, конечно же, не хочется замечать), и признать, что теоретическая психология может быть построена только по канону естественных наук. Это значит, что ученые должны строить догадки, проверять их и логически обосновывать. Однако естественнонаучному изучению и теоретическому описанию подлежит только работа механизма сознания. А осознаваемое содержание результатов его работы, всегда насыщенное смыслами, может описываться по правилам игры, принятым в гуманитарных науках» (с. 332–333).