«Рефлексивно-деятельностный подход в оказании консультативной психолого-педагогической помощи» (специальный выпуск журнала “Консультативная психология и психотерапия” (сборник статей) )
Руководитель: Зарецкий В.К.
Участники проекта: авторы статей спецвыпуска (Ассман Е.В., Карлова М., Филина Н., Зарецкий Ю.В., Мартынов Е., Познякова С., Антонова А.Н., Симунова Н.Г.
Краткое содержание проекта
Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) в оказании консультативной помощи детям в преодолении учебных трудностей, а также учителям и родителям, участвующим в этом процессе со своих позиции развивается на протяжении полутора десятилетий группой специалистов (психологов и учителей), общее руководство деятельностью которых осуществляет В.К.Зарецкий. Последние десять лет эта работа ведется в рамках научных программ МГППУ. Представленный на конкурс специальный выпуск журнала «Консультативная психология и психотерапия» (2013, №2) почти полностью посвящен сущности, истории становления и приложениям РДП именно практики оказания консультативной помощи в учебной деятельности, которая способствует общему развитию детей, имеющих трудности в обучении и различные отклонения в развития, обусловленные физическими, социальными или же психологическими факторами. Основная идея РДП – оказывать содействие в развитии ребенку как субъекту преодоления собственных трудностей, как субъекту учебной деятельности и саморазвития, при этом взрослый действует из позиции сотрудника (консультанта), оказывая помощь преимущественно по процессу преодоления трудностей, а не обучая «как надо», стараясь создавать условия для инициации, укрепления и развития субъектного ресурса ребенка. При этом его функция как носителя культурно-исторического опыта, транслируемого ребенку, естественно, сохраняется, но рассматривается несколько шире, чем это принято трактовать в традиции культурно-исторической психологии Л.С.Выготского.
Актуальность разработки РДП как направления, развиваемого на стыке педагогической и консультативной психологии (если брать шире, то – на стыке педагогики и психологии), обусловлена целым рядом тенденций, имеющих место в образовании, психологии развития, психотерапии и педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом.
В образовании многими специалистами отмечается увеличение количества детей, нуждающихся в построении учебного процесса на основе индивидуальных образовательных программ, что связано с включение в сферу общего образования детей с особенностями развития и инвалидностью, а также некоторыми макрокультуральными тенденциями. РДП в этом аспекте можно рассматривать как теоретико-методологическую основу индивидуализации учебного процесса, создания условий для движения каждого ребенка в своей «зоне ближайшего развития», при котором он остается «в общем потоке» (основная идея инклюзивного образования).
В психологии развития на протяжении нескольких десятилетий мысль различных ученых и практиков фокусируется вокруг идей субъектности ребенка в учебной деятельности, роли рефлексии в развитии, разработки педагогического аспекта понятия «зона ближайшего развития». В различных психологических и педагогических подходах эти идеи получают то или иное воплощение. В РДП исходным является тезис о том, что ребенок развивается как субъект собственной деятельности и ее рефлексии (деятельности учебной, игровой, взаимодействия с другими людьми, в т.ч. со взрослыми), а «искусство» помощи со стороны взрослого заключается в инициации и поддержке этой позиции ребенка. Развитие при этом рассматривается как безусловная ценность.
Для консультативной психологии и психотерапии актуальным является накопленный в РДП опыт наращивания собственного ресурса ребенка, как субъекта решения собственных проблем. В исследованиях эффективности психотерапии, проведенных, в частности на рубеже ХХ-ХХI веков, было выявлено, что наряду с другими существенную роль в эффективности психотерапии играют два фактора, которые можно проинтерпретировать в «языке» РДП. Первый фактор – субъектное отношение к проблеме самого клиента, т.е. его желание, вера в успех лечения, готовность прилагать усилия и делать практические шаги под руководством под руководством психотерапевта. Второй фактор – актуализация тех проблем, для которых созрели ресурсы клиента, т.е. работа с теми проблемам, которые по силам клиенту. Этот тезис очень перекликается и идеей «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского, как области действий, для которых у ребенка есть ресурсы, но их недостаточно, поэтому он нуждается в помощи взрослого. За границей зоны ближайшего развития лежит область действий, в принципе недоступных для ребенка; его взаимодействие в этой области не только не полезно, но даже может быть источником травмы для ребенка, возникновения различных комплексов.
В научном плане актуальной является связь РДП с дальнейшим развитием концепции культурно-исторической психологии, осмыслением на новом уровне связи обучения и развития, операционализации таких положений Л.С.Выготского как «обучение ведет за собой развитие» и «один шаг в обучении может дать сто шагов в развитии». Последний тезис особенно актуален для детей с особенностями развития и инвалидностью, которые вне специально создаваемых условий для их обучения и развития, оказываются лишенными жизненных перспектив. Тонкая, индивидуальная, комплексная (т.е. направленная на целый ряд векторов развития) помощь взрослых (специалистов и родителей), объединенных общей идеей и действующих с общих позиций, дает детям с самыми сложными нарушениями такой шанс.
В десяти статьях специального выпуска рассматриваются этапы становления РДП (начиная с предыстории, уходящей в 1970-е гг.) и заканчивая современным состоянием подхода, сущность РДП как системы концептуальных положений и сложившейся практики консультативной помощи, различные направления и приложения в рамках самого подхода. Авторами статей являются специалисты в области консультативной, педагогической, клинической, общей психологии, практикующие консультанты и учителя. Приводятся практические примеры применения РДП в работе с детьми разных категорий и взрослыми. Статьи подготовлены на основе комплекса идей и положений, разработанных В.К. Зарецким.
К настоящему периоду становления РДП зарекомендовал себя как инновационная практика «развивающего консультирования» (по меткому выражению одного из авторов специальный выпуска).
- Информация о журнале «Консультативная психология и психотерапия»
- Информация о журнале «Консультативная психология и психотерапия» на сайте факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ