Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«В гармонии с собой» (программа тренинговых занятий для снижения глубины негативного переживания одиночества и формирования способности к конструктивному переживанию одиночества)

Автор:

Aктуaльность

Одиночество очень многогранно и чаще всего характеризуется самовосприятием, предполагающим разрыв или полное отсутствие социальных связей. В крайних своих проявлениях оно может переживаться как пустота и вызывать острое чувство бесприютности, когда человек, где бы он ни был, обнаруживает себя «не на своем месте».

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. И. С. Кон утверждает, что в подростковом возрасте особенно остро переживается чувство одиночества. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.

Признавая существование и психологическую содержательность подросткового одиночества, следует отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, самовоспитания у него тех или иных умений, интересов, активно заниматься спортом, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, сочувствия, сопереживания, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

Цели и задачи

Цель программы: снижение глубины негативного переживания одиночества и формирование способности к конструктивному переживанию одиночества, что бы подросток использовал его как ресурс развития собственной личности.

Задачи программы:

  • Развитие коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями.
  • Развитие рефлексивной позиции изменения отношения к себе, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру).

Содержание проекта

Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста (13–15 лет) с высоким уровнем одиночества.

Программа тренинговых занятий включает в себя 3 этапа:

I этап – ориентировочный (1–2 занятия). Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы.

II этап – основной (3–12 занятия). Цель этапа: снижение глубины негативного переживания одиночества и формирование способности к конструктивному переживанию одиночества, что бы подросток использовал его как ресурс развития собственной личности.

III этап – закрепляющий (13 занятие). Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждое занятие тренинга состоит из следующих основных компонентов:

  • вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);
  • основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);
  • заключение (рефлексия и релаксация).

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Основные методы работы в ходе занятий: игра(психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика и техники телесно-ориентированной терапии.

Полученные результаты и перспективы

Для определения эффективности тренинговой программы была проведена повторная диагностика детей, у которых первоначально было диагностировано глубокое и очень глубокое переживание одиночества.

По результатам проведенной диагностики мы получили положительный результат, так как уровень одиночества у подростков заметно снизился, занятия, способствовали снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к нему; положительной динамике факторов самоотношения, самовосприятия и поведения; формированию коммуникативной компетентности и стабилизации отношений с группой сверстников; пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, то есть – способствуют преодолению негативных сторон одиночества и актуализации его позитивного потенциала.

Таким образом, составленная программа может быть использована для работы с подростками, испытывающими чувство одиночества в школьной психологической службе, а также в консультационных центрах.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе