Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«В гармонии с собой» (программа тренинговых занятий для снижения глубины негативного переживания одиночества и формирования способности к конструктивному переживанию одиночества)


Aктуaльность

Одиночество очень многогранно и чаще всего характеризуется самовосприятием, предполагающим разрыв или полное отсутствие социальных связей. В крайних своих проявлениях оно может переживаться как пустота и вызывать острое чувство бесприютности, когда человек, где бы он ни был, обнаруживает себя «не на своем месте».

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. И. С. Кон утверждает, что в подростковом возрасте особенно остро переживается чувство одиночества. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.

Признавая существование и психологическую содержательность подросткового одиночества, следует отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, самовоспитания у него тех или иных умений, интересов, активно заниматься спортом, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, сочувствия, сопереживания, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

Цели и задачи

Цель программы: снижение глубины негативного переживания одиночества и формирование способности к конструктивному переживанию одиночества, что бы подросток использовал его как ресурс развития собственной личности.

Задачи программы:

  • Развитие коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями.
  • Развитие рефлексивной позиции изменения отношения к себе, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру).

Содержание проекта

Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста (13–15 лет) с высоким уровнем одиночества.

Программа тренинговых занятий включает в себя 3 этапа:

I этап – ориентировочный (1–2 занятия). Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы.

II этап – основной (3–12 занятия). Цель этапа: снижение глубины негативного переживания одиночества и формирование способности к конструктивному переживанию одиночества, что бы подросток использовал его как ресурс развития собственной личности.

III этап – закрепляющий (13 занятие). Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждое занятие тренинга состоит из следующих основных компонентов:

  • вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);
  • основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);
  • заключение (рефлексия и релаксация).

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Основные методы работы в ходе занятий: игра(психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика и техники телесно-ориентированной терапии.

Полученные результаты и перспективы

Для определения эффективности тренинговой программы была проведена повторная диагностика детей, у которых первоначально было диагностировано глубокое и очень глубокое переживание одиночества.

По результатам проведенной диагностики мы получили положительный результат, так как уровень одиночества у подростков заметно снизился, занятия, способствовали снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к нему; положительной динамике факторов самоотношения, самовосприятия и поведения; формированию коммуникативной компетентности и стабилизации отношений с группой сверстников; пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, то есть – способствуют преодолению негативных сторон одиночества и актуализации его позитивного потенциала.

Таким образом, составленная программа может быть использована для работы с подростками, испытывающими чувство одиночества в школьной психологической службе, а также в консультационных центрах.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 123 читателя
12.03.2024 22:08:13Иванова Света
12.03.2024 22:08:13Усов Георгий
12.03.2024 22:08:13Ельцина Индира
12.03.2024 22:08:13Соколова Нина
12.03.2024 22:08:13Тихонова Дарья
12.03.2024 22:08:13Игумнова Дарья
12.03.2024 22:08:13Акомов Максим
12.03.2024 22:08:13Акопян Аревик
12.03.2024 22:08:13Акимов Михаил
12.03.2024 22:08:13Цветкова Арина
12.03.2024 22:08:13Панов Денис
12.03.2024 22:08:13Осин Максим
12.03.2024 22:08:13Карпова Мария
12.03.2024 22:08:13Карпова Лидия
12.03.2024 22:08:12Арутунян Хорен
12.03.2024 22:08:12Шилова Анюта
12.03.2024 22:08:12Шубин Ярослав
12.03.2024 22:08:12Громов Дмитрий
12.03.2024 22:08:12Плечов Артемий
12.03.2024 22:08:12Халдин Евгений
12.03.2024 22:08:12Макаренко Вика
12.03.2024 22:08:12Лысых Владимир
12.03.2024 22:08:12Горбачев Артем
12.03.2024 22:08:12Сериков Виктор
12.03.2024 22:08:12Ракова Нина
12.03.2024 22:08:12Аверин Максим
12.03.2024 22:08:12Иствуд Клим
12.03.2024 22:08:12Ткаченко Антон
12.03.2024 22:08:12Аскерова Диана
12.03.2024 22:08:12Дягилева Мария
12.03.2024 22:08:12Дубейко Ирина
12.03.2024 22:08:12Богров Данила
12.03.2024 22:08:12Жуков Евгений
12.03.2024 22:08:12Иванова Мария
12.03.2024 22:08:12Иванов Кирилл
12.03.2024 22:08:12Спицына Ирина
12.03.2024 22:08:12Пылева Лилия
12.03.2024 22:08:12Джураев Шерали
12.03.2024 22:08:12Есенина Флюра
12.03.2024 22:08:12Раевская Ирина
12.03.2024 22:08:12Рыкова Анна
12.03.2024 22:08:12Полена Елена
12.03.2024 22:08:12Jane Matters
12.03.2024 22:08:12Farmer Mylene
12.03.2024 22:08:12Проценко Вадим
12.03.2024 22:08:12Ковалева Алина
12.03.2024 22:08:12Соколов Сергей
12.03.2024 22:08:12Петросов Хабиб
12.03.2024 22:08:12Бокова Анна

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su