«Исследование образа семьи у подростков из полных и неполных семей» (научно-исследовательская работа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В современной психологической науке проводится достаточно мало исследований по вопросам семейного воспитания подростков, в том числе образа семьи, а так же различия в его восприятии у подростков из полных и неполных семей. Это делает проблему актуальной и малоизученной.
Данная проблема обусловлена большой социальной востребованностью в исследованиях по вопросам представления и дальнейшего построения семьи. Такие запросы связаны с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных внебрачного союза и растущих в неполных семьях, процессом поляризации возраста вступления в брак, рассогласованностью ценностей супругов.
Цель и задачи исследования.
Цель работы: определение сходств и отличий в представлениях молодых людей из неполных и полных семей об образе семьи, и таким образом, установлении влияния типа семьи на формирование образа семейной жизни.
Для реализации поставленной цели были реализованы следующие задачи:
1. Сделать аналитический обзор литературы по проблеме.
2. Провести психодиагностику.
3. Выявить различия между показателями и интерпретировать их.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Объект исследования: представления о семье у подростков из полных и неполных семей.
Предмет исследования: особенности образа семьи у подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: существуют различия в образах, отношениях и характеристиках семей у подростков из полных и неполных семей.
Этапы:
1 этап. Теоретическое обоснование проблемы.
2 этап. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования представлений подростков из полных и неполных семей об образе семьи.
Объектом эмпирического исследования послужили 100 подростков мужского и женского пола в возрасте от 14 до 17 лет. Первую (экспериментальную) группу составили подростки из неполных семей. Вторую (контрольную) группу составили подростки из полных семей.
Для реализации поставленных целей и задач были использованы психологические и математические методы. Методы психологической диагностики включали беседа, наблюдение, анализ истории жизни и опросники:
- Проективные методики «Рисунок семьи» и «Семья, которую я хочу».
- Методика «Незаконченные предложения» (модифицированный вариант для подростков).
- Метод семантического дифференциала.
Математические методы исследования представлены непараметрической статистикой в виде U-критерия Манна-Уитни.
3 этап. Изучены особенности образов семьи у подростков из полных и неполных семей. Сформулированы выводы и предложена разработка рекомендаций по оптимизации подготовки молодежи к семейной жизни.
Результаты, выводы
Проанализировав научную литературу, посвященную изучаемой проблеме, можно сделать вывод, что самым важным и влиятельным фактором социализации подростка была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. В процессе социализации молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Образ будущей семьи включает комплекс представлений подростка о своей будущей семье, потенциальном супруге и детях, характеристиках взаимоотношений с ними, способах воспитания детей.
В результате экспериментально-психологического исследования с помощью методик проективного рисования были сделаны выводы, что показатели, характеризующие особенности настоящей и будущей семей у подростков заметно ниже, чем у подростков из полных. Самый высокий средний показатель общей выборки был получен по шкале «Эмоциональное отделение от родительской семьи». Самый низкий – по шкале «Социальное одиночество».
С помощью методики «Незаконченные предложения» так же сделаны выводы, что показатели у подростков из неполных семей, характеризующие особенности образа семьи ниже, чем показатели у подростков из полной семьи. Самый высокий средний показатель был достигнут по шкале «Отношение к матери», что обусловлено тем, что мать для подростка по-прежнему является авторитетом. Самый низкий – «Отношение к лицам противоположного пола», это обусловлено возрастными особенностями.
С помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни была оценена достоверность различий отношения к семье, образов семьи в 2-х группах подростков: из полных и неполных семей.
Таким образом, были получены достоверные различия в восприятии собственной семьи, образах семьи и характерных особенностях семей у детей из полных и неполных семей, что подтверждает гипотезу исследования.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.