«"Книга жизни" как метод психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки» (практико-методологический проект)
Актуальность и новизна
Несмотря на возросший интерес к проблемам замещающих семей, отраженный в работах отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г., практика психологического сопровождения опекунской семьи, по нашему мнению, разработана недостаточно. В процессе психологического сопровождения опекунских семей были выявлены специфические проблемы, которые для их решения требовали методологического инструментария. Предлагаемый к рассмотрению метод «Книга жизни» является продуктом практического опыта психологического сопровождения опекунских семей.
Метод является важной составной частью программы психологического сопровождения замещающих семей с родственной формой опеки. Его эффективность напрямую зависит от последовательного прохождения всех этапов программы.
Цели и задачи
Цель метода: создание непрерывности истории жизни ребенка, находящегося в семье с родственной формой опеки, как условие его психологической реабилитации.
Под психологической реабилитацией ребенка мы понимаем определение его места и роли в семейной системе через восстановление структуры семьи с включением всех ее репрессированных членов.
Задачи метода:
- Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка;
- Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка;
- Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка;
- формирование уверенного поведения ребенка.
Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б. В. Зейгарник.
Основное содержание метода «Книга жизни»
Метод предназначен для психологической реабилитации ребенка в возрасте до 12 лет в процессе сопровождения семьи с родственной формой опеки.
У опекаемых детей диагностируются проблемы по основным психическим компонентам: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Наблюдаются чувство неполноценности, неуверенность в себе, низкая самооценка, трансформирующиеся в осложненные формы поведения, еще больше затрудняющие общение.
Указанные проблемы обусловлены отсутствием непрерывности истории жизни ребенка. Для формирования непрерывности истории жизни ребенка необходимо опираться на принципы программы психологического сопровождения опекунских семей.
Примерная структура работы
Тема |
Задачи |
Содержание работы со страницей |
«Линия жизни» (стр. 1) |
Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло |
Вводим ребенка в предстоящую деятельность. Помогаем ему найти себя на линии жизни. «Ты видишь линию жизни. Представь, что ты кораблик и плывешь по линии жизни как он по океану. (Предлагаем на выбор ребенку картинки - раскраски с разными моделями корабликов). Выбери и раскрась его. Покажи на линии, где сейчас находишься ты - кораблик. Как ты сюда попал?» |
«Вперед в прошлое» (стр. 2) |
Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка |
Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители». Воссоздаем их позитивный образ. |
«Я родился!» (стр. 3) «Что в имени моем» (стр. 4) «Город, в котором я родился» (стр. 5) «Я расту» (стр. 6) |
Пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка). Создаем позитивный образ – Я ребенка. |
|
«Так случилось...» (стр. 7) |
Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка |
Работа с травмой потери кровной семьи. Работа с чувствами ребенка – виной, обидой, гневом. Проговаривание причин изъятия ребенка из кровной семьи. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо. |
«Мои друзья» (стр. 8) «Мои достижения» (стр. 9, 10) |
Формирование уверенного поведения ребенка |
Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в жизни ребенка. |
Результаты и выводы
Метод «Книга жизни» разработан и апробирован на базе МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска в 2013 г.
Результаты работы по методу «Книга жизни» представлены в таблице
Опекунские семьи |
Результаты работы по основным психическим компонентам |
||
Когнитивный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
|
Семья №1 (опекун – 73 года, опекаемая – 10 лет) |
Принятие потери кровной матери, отца |
Эмоциональная стабильность, достаточный уровень сформированности самоконтроля |
Уверенное поведение, умение планировать свою деятельность |
Семья №2 (опекун – 65 лет, опекаемый – 8 лет) |
Воссоединение с кровной матерью, включение в семейную систему умершего отца ребенка |
Эмоциональная стабильность, снижение тревожности
|
Уверенное поведение |
Семья №3 (опекун – 56 лет, опекаемая – 8 лет) |
Сформировано принятие потери кровных родителей опекаемой |
Наблюдается положительная динамика в снижении невротических реакций |
Тенденция к снижению «прилипчивости», возрастанию уверенности в себе |
Представленные результаты практической работы подтверждают эффективность метода «Книга жизни». Данный метод является надежным инструментом в создании непрерывности истории жизни ребенка в ее позитивной коннотации.