«Использование методов арт-терапии в детской онкопсихологии» (психокоррекционная программа)
Актуальность проекта
Применение современных лечебных программ позволило добиться значительных успехов при лечении злокачественных опухолей у детей. В настоящее время полностью излечивается до 70% детей. Но многократные госпитализации, длительное амбулаторное лечение в значительной мере изолируют ребенка от сверстников, нарушая становление его социального опыта. Психологический статус детей, перенесших онкологическое заболевание, характеризуется многочисленными страхами, в первую очередь, страхом смерти, высоким уровнем тревожности, чувством вины, нередко повышенной агрессивностью, элементами посттравматического синдрома. Все вышеперечисленные обстоятельства приводят к серьезной социальной дезадаптации детей. Как же можно помочь детям справиться с эти? Как вернуться к обычной жизни? Возможно, ли детям восстановиться после тяжелой болезни? Решение данной проблемы мы нашли в применении различных техник арт-терапии. Поскольку, данные занятия способствуют самовыражению ребенка, позволяют адаптироваться в обществе, развивать творческий потенциал.
Мы хотим помочь детям реабилитироваться в такой сложной жизненной ситуации, найти внутренние силы и путь к выздоровлению.
Основная цель и задачи проекта
Цель: помочь детям реабилитироваться в сложной жизненной ситуации, найти внутренние силы и путь к выздоровлению
Задачи:
- создание программ тематических мастер-классов для детей;
- проведение тематических мастер-классов;
- воздействие на эмоциональную сферу детей при помощи методов арт-терапии;
- развитие творческих способностей и воображения у детей;
- установление коммуникативных связей между детьми;
- развитие мелкой моторики ребенка;
- улучшение общего развитие детей;
- помощь в преодоление эмоционального напряжения у детей и родителей;
- укрепление веры в свои силы у детей;
- укрепление взаимодействия между родителем и ребенком;
- развитие речи у детей;
- наблюдение за изменением в поведении детей;
- анализ результатов занятий.
Описание проекта
Целевая группа: подростки и младшие школьники, в возрасте от 4 до 15 лет, которые находятся на лечении в гематоонкологическом отделении ОДКБ№1, г. Воронежа. В течение года их количество варьируется в пределах от 70 до 100.
С детским гематоонкологическим отделением ОДКБ№1 наша инициативная группа тесно сотрудничает с 2011 года. Точнее, мы приезжаем поздравлять детей с различными праздниками (Новый Год, день матери, день защиты детей). А в сентябре 2013 года нам захотелось применить арт-терапевтический способ положительно влиять на ход тяжелой болезни детей. Проведение тематических мастер-классов позволило бы детям творчески развиваться, поддерживать свою активность, тренировать мелкую моторику, а также общаться друг с другом, открывая внутренние возможности.
Наше первое пробное занятие прошло в эмоционально спокойной обстановке. Дети творили, смеялись и, главное, общались. Занятие растянулось до двух часов, и это притом, что детям крайне трудно что-то делать долгое время.
Работа в рамках проекта включает 3 этапа:
- Организационный момент (обсуждение целей и средств к её достижению, распределение обязанностей, дел, приобретение необходимого материала).
- Психодиагностика детей и подростков (определение потребностей и эмоционального состояния детей, подбор занятий, в соответствии, с ними).
- Арт-терапевтические занятия (использование арт-терапевтических техник при занятиях для реабилитации детей, снижение уровня тревожности, удовлетворения коммуникативных потребностей).
План реабилитационной программы
1 занятие «Картины из шерсти»
Цели: развитие мелкой моторики и мышления; развитие коммуникативных навыков и воображения у детей......
План:
- Рассказ о шерсти, способах изготовления картин из нее
- Игра «Найди цвет»
- Изготовление картины из шерсти
- Групповой рассказ «Что здесь»?
2 занятие «Матрешка»
Цели: создание познавательной среды для детей; развитие творческих навыков.
План:
- Рассказ о русской матрешки
- Изготовление матрешки, с помощью использования техник арт-терапии
- Групповой рассказ
3 занятие «Кукла»
Цели: создание альтернативного Я-образа у ребенка; развитие творческих навыков.
План:
- Сказка «Кукла»
- Изготовление тряпичной куклы
- Групповой рассказ о кукле
4 занятие «Лепка из теста»
Цели: развитие мелкой моторики; улучшение эмоционального состояния за счет приятных тактильных ощущений.
План:
- Притча про изменения
- Изготовление скульптуры из соленого теста
- Групповой рассказ «Кто это»?
5 занятие «Изготовление цветов способностей»
Цели: повышение уверенности в собственных силах у детей; улучшение эмоционального состояни; развитие мелкой моторики.
План:
- Сказка «Цветы способностей»
- Изготовление цветов
- Рассказ «Что за способность я приобрел»?
6 занятие «Коллаж»
Цели: создание Я-образа на бумаге; увеличение позитивных качеств у детей.
План:
- Рассказ о возможностях техники «Коллаж»
- Изготовление работы в данной технике
- Групповой анализ результатов
7 занятие «Рисование»
Цели: развитие творческих способностей у детей; формирование представлений о внутреннем мире.
План:
- Притча о художнике
- Изготовление рисунка своего внутреннего мира
- Рассказ группе «Кто здесь»?
8 занятие «Оберег»
Цели: снижение тревожности у детей; преодоление детских страхов в условиях больницы.
План
- Рассказ «Зачем нужны обереги»?
- Изготовление собственного оберега
- Подведение итогов занятий
Результаты
Результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект:
- успешная адаптация и социализация детей, находящихся на лечении;
- формирование положительной жизненной мотивации у детей;
- формирование внимания, памяти, усидчивости и мелкой моторики рук;
- формирование художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- улучшение речевых и мышечных действий ребенка;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Оценку результатов и динамику реализуемого проекта отслеживали с помощью социологических опросов, опросников анкет, психологических тестов (констатирующих эмоциональное состояние участников, их ценности и т.д.).