«Психолого-педагогическая экспертиза игрушек» (научно-практический проект)
Научно-практический проект Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы МГППУ направлен на осуществление психолого-педагогической экспертизы и создание каталога лучших игрушек. Цель — выявление лучших образцов игровой продукции для детей разных возрастных групп и привлечение к ним внимания общественности.
В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и появлением нового типа игровой продукции возникла необходимость в создании ориентиров, основанных на понимании того, что эти игрушки могут дать для развития ребенка. Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку с точки зрения её роли в развитии ребенка на том или ином возрастном этапе.
В Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы разработана научная концепция психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек, согласно которой главная функция игрушек заключается в активизации адекватной возрасту внешней и внутренней деятельности ребёнка.
В процессе экспертизы оцениваются мотивационная основа игры, которая связана с привлекательностью игрушки для ребёнка, развивающий потенциал игрового действия, операционально-технические характеристики игрушки, обеспечивающие возможность самостоятельного детского действия. Предварительно каждая игрушка проходит этический и эстетический фильтр. При успешном прохождении экспертизы, производители игрушек получают специальный Знак качества «Детские психологи рекомендуют».
Экспертиза проводится на добровольных условиях, бесплатно и носит рекомендательный характер. Специалисты оценивают материалы отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке игрушек.
За 2011–2012 годы в Центр обратились многие фирмы-производители и дистрибьюторы игровой продукции. Через психолого-педагогическую экспертизу прошло около 1000 игрушек, из которых более 200 получили Знак качества. По результатам психолого-педагогической экспертизы игр, игрушек и игровых материалов для детей был подготовлен каталог «Лучшие игры и игрушки 2011–2012», в который вошли 120 наименований. Каталог имеет электронную (http://best.psytoys.ru) и печатную версии.
Игровые материалы каталога «Лучшие игры и игрушки 2011-2012» могут быть использованы в качестве рекомендуемого списка для наполнения предметно-развивающей среды групп ДОУ, СРП, ЦИПР, лекотек и других образовательных учреждений.
Еще одной важной задачей проекта является просвещение родителей. Именно они, являясь основным потребителем игровой продукции, обладают наименьшей осведомленностью в данной области. Большая часть рекомендаций педагогов, обращенных к родителям, носит фрагментарный характер. Поэтому именно им так необходима информация, размещенная в каталоге «Лучшие игры и игрушки 2011–2012»: о видах игрушек, об их развивающей ценности, возрастной адресованности.