Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие инновационного потенциала личности и группы» (научно-практический проект)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Проект «Развитие инновационного потенциала личности и группы» разработан с целью выявления инициативных молодых людей, способных предлагать конструктивные идеи и участвовать в проектной деятельности, а также направлен на создание условий для сопровождения инновационных личностей в процессе замысла, описания и реализации проекта.

В современной социально-экономической ситуации большое значение придается созданию условий для интенсификации инновационной деятельности. Особое качество среды, которое стимулирует к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессиональной среды — инновационную. В настоящее время проблемами развития личности в инновационном процессе в разных теоретических аспектах занимаются: Г.М.Андреева, А.Л.Журавлев, О.С.Советова, Е.Клочко, Э.В.Галажинский, О.М.Краснорядцева, С.Р.Яголковский, А.Д.Карнышев, Т.А.Терехова и др. Продолжая мысли перечисленных ученых, можно предположить, что главным условием позитивного влияния среды является ее специальная организация. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить из: а) задач формирования отношений субъекта труда к деятельности, клиентам и к себе; б) понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.

Из вышеизложенного следует, что актуальной задачей для психологов, работающих в сфере психологии труда, является разработка психологических оснований для образовательных и управленческих технологий, позволяющих усилить инновационную мотивацию студентов вузов и персонала предприятий.

Статистика участия молодежи в инновационных проектах и программах обусловила выбор места пилотной реализации проекта — Центр оценки, мониторинга персонала и молодежной политики Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Стоит отметить, что участие молодежи в различных проектах и программах является индикатором развития инновационной среды в регионах. В настоящее время работа по выявлению инициативных молодых профессионалов, способных предлагать конструктивные идеи и участвовать в проектной деятельности ведется нерегулярно. Отсутствует система сопровождения инновационных личностей в процессе задумки, описания и реализации проекта. Работа с творческой молодежью по привлечению их в конкурс инновационных проектов, с целью вовлечения в процесс инновационного развития региона носит не системный характер.

Цели и задачи.

Цель проекта — создание среды для привлечения молодежи к инновационной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Выделить инициативных молодых работников, имеющих потенциальные инновационные возможности.
  2. Создать рабочую команду из числа наставников — новаторов и консультантов, экспертов.
  3. Обучить молодежь навыкам генерирования идей и создания собственных проектов (формирование групп из числа молодежи, имеющей потенциальные инновационные возможности).
  4. Создать систему поддержки инициатив и новаторских предложений.

Содержание проекта.

Основные этапы реализации проекта.

1 этап. Отбор инициативных молодых работников, имеющих потенциальные инновационные возможности.

Механизм решения задачи:

  • анкетирование молодых работников;
  • выдвижение непосредственным руководителем;

2 этап. Обучение молодежи навыкам генерирования идей и создания собственных проектов.

Механизм решения задачи:

  • проведение тренингов по развитию инновационного потенциала личности и группы;

3 этап. Создание рабочей команды из числа наставников — новаторов и консультантов, экспертов.

Механизм решения задачи:

  • создание банка данных о новаторах (работниках, ранее принимавших участие в конкурсах и проектах по повышению профессиональной компетенции) и их привлечение к проекту;
  • привлечение рационализаторов, желающих внедрять свой опыт и поддерживать других;
  • проведение консультаций с наставниками-новаторами.

Результаты и выводы.

Результат реализации проекта.

В рамках пилотной реализации проекта, в течение 2012г. на базе Центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» апробирован методический аппарат для выявления инновационного потенциала личности, проведено исследование инновационного потенциала личности и группы (исследовательская выборка 160 человек). Полученные в ходе диагностики данные, позволили выдвинуть 36 перспективных специалистов для участия в тренинге по развитию инновационного потенциала. Реализован тренинг «Развитие инновационного потенциала личности и группы» (автор тренинговой программы И.В. Пахно, к.псх.н., доцент; сотренер Зиброва Е.А., к.псх.н.). Практическим результатом стали 14 рабочих проектов, выдвинутых участниками в ходе тренинга. Из 6 проектов Дальневосточной железной дороги, отобранных Центральной экспертной группой ОАО «РЖД» во второй этап конкурса (г. Москва), 4 проекта были разработаны в рамках тренинга.

В настоящее время изучаются особенности проявления инновационного потенциала личности и выявление качеств, способствующих генерации и внедрению инноваций (биографическое интервью с рационализаторами). На заключительном этапе планируется создание постоянно действующих проектных групп.

Выводы.

Состояние инновационной среды помимо организационных условий во многом определяется социально — психологическими условиями ее формирования, т.е. внутренней микросредой участников инновационного процесса.

Деятельность в инновационном режиме предполагает у ее субъектов наличие определенной мотивации и личностных качеств. Средством и фактором формирования личностных качеств и мотивации является инновационная среда.

Профессиональная адаптация молодежи должна проходить в среде, формирующей мотивационную и поведенческую готовность к работе в инновационных условиях, подкрепленных ценностями новаторства.

Усиление инновационной мотивации может формироваться в условиях повышения квалификации и корпоративного обучения. В процессе специально созданных программ происходит изучение и развитие инновационного потенциала личности.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su