«Модель психолого-педагогического консультирования патронатных воспитателей с использованием информационных технологий на примере взаимодействия ГБУ Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия и ГБОУ Кумертауский детский дом» (экспериментальная работа)
Состав исполнителей экспериментальной работы и авторы проекта:
- Руководитель проекта - Мирсаяпова Марьям Аминовна — заведующий ГБУ РПМПК. «Отличник народного образования РБ» (1997 г), «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002 г.);
- Ведерникова Светлана Владимировна — начальник методического отдела ГБУ РПМПК, олигофренопедагог, логопед. «Отличник образования Республики Башкортостан» (2009 г.);
- Рахматуллина Чульпан Тухватовна — начальник педагогического отдела ГБУ РПМПК, тифлопедагог. «Отличник народного образования РБ» (1997 г.), «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002 г.);
- Овчинников Андрей Анатольевич — начальник психологического отдела ГБУ РПМПК, медицинский психолог;
- Нугаева Наиля Мунировна — педагог-психолог ГБУ РПМПК. «Отличник образования Республики Башкортостан» (2003 г.);
- Шагиева Наиля Ринатовна — педагог-психолог ГБУ РПМПК.
Актуальность проекта.
В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля над ходом психического развития детей признана давно. Наблюдение за развитием ребёнка в целях своевременного обнаружения отклонений онтогенеза даёт возможность выявить и предотвратить неблагоприятные варианты развития. В этой связи всестороннее изучение особенностей каждого возраста, всех типов нормального и аномального развития в их многообразии является необходимой основой для совершенствования системы воспитания и обучения детей-сирот в условиях детского дома и замещающей семьи. Известно, что большинство детей-сирот имеют органические поражения центральной нервной системы, поэтому им необходима систематическая помощь психолога, логопеда, дефектолога.
В последние годы в республике Башкортостан активно осуществляется программа устройства детей-сирот в семьи (опекунские, замещающие, патронатные). Особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении дети в патронатных семьях. Помощь в трудных жизненных ситуациях и проблемы возникают гораздо чаще, чем их могут оказать службы сопровождения в детских домах. Предусмотрена определённая частота выездов специалистов в патронатные семьи (1 раз в 2 месяца). Этого явно недостаточно. Особенно важны консультации в адаптационный период, который может продлиться до 3 лет. Необходимо учитывать также сложный контингент детей-сирот, переданных на патронатное воспитание (например, тяжёлые речевые нарушения, лёгкие интеллектуальные или комплексные нарушения). Зачастую патронатные воспитатели не имеют педагогического образования. Все эти факторы определяют актуальность назревшей проблемы, необходимость разрешения которой очевидна и также является задачей проекта, который родился в Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, где на протяжении 20 лет специалисты психологи, дефектологи, врачи занимаются консультированием, разработкой индивидуальных программ развития и психолого-педагогическим сопровождением детей-сирот.
Цели проекта.
Целью проекта является определение эффективных форм дистанционной работы по оказанию методической помощи патронатным воспитателям в работе с детьми-сиротами и разработка методических рекомендаций. Разработка модели дистанционного психолого-педагогического консультирования призвана помочь патронатным воспитателям своевременно решать возникающие проблемы в процессе обучения и воспитания детей, а также позволит достичь максимальных результатов по социализации воспитанников. Применяя современные компьютерные технологии в виде дистанционного консультирования по скайпу, возможно осуществление интерактивного взаимодействия специалистов службы сопровождения с патронатными воспитателями, предоставление им нужной информации, и, что очень важно — при таком виде связи можно своевременно решать возникающие проблемы ребёнка-сироты, вне установленного графика посещения детей, переданных на патронатное воспитание.
Реализация проекта.
В рамках проекта Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия взаимодействует с Кумертауским детским домом, где были сформированы 2 группы, состоящие из патронатных воспитателей и воспитанников, — экспериментальная и контрольная. Первую группу из 7 семей ежедневно консультировали специалисты Республиканской ПМПК, семьи из контрольной группы получали традиционное сопровождение 1 раз в 2 месяца. Результаты проведённых проективных тестов, анкетирования, компьютерной психодиагностики с патронатными воспитателями и воспитанниками двух групп свидетельствуют о следующем. В контрольной группе благополучная семейная ситуация имеется в 60% семей, в экспериментальной группе в начале этот показатель был 8%, в данный период времени- 66%. Значимыми, близкими людьми для детей контрольной группы являются патронатные воспитатели (40%); для воспитанников экспериментальной группы -25% в начале эксперимента и 66% на последний момент обследования. Положительные взаимоотношения с кровными детьми патронатных воспитателей установились у 60% воспитанников контрольной группы, у детей экспериментальной группы показатели улучшились с 50% до 83%. Адекватную самооценку имеют 60% детей контрольной группы, число воспитанников экспериментальной группы с адекватной самооценкой увеличилось с 25% до 33%. Гармоничные внутрисемейные отношения сложились в 60% семей контрольной группы, в семьях из экспериментальной группы данные показатели изменились с 30% до 83%.
Результаты и выводы.
Сравнивая результаты диагностики детей из контрольной и экспериментальной групп на данный период времени, можно сделать вывод, что дети чувствуют себя наиболее комфортно в семьях патронатных воспитателей из экспериментальной группы, где специалистами РПМПК ведется постоянная консультативная работа. В то же время, результаты тестирования патронатных воспитателей по выявлению стиля семейного воспитания свидетельствуют о недостаточно благоприятном способе отношений между взрослыми и патронатными воспитанниками в экспериментальной группе. Это говорит о том, что дальнейшую работу специалистов следует направлять не только на коррекцию и ликвидацию трудностей в обучении, но и на выстраивание наиболее гармоничных внутрисемейных отношений с ребенком.
Считаем, что использование метода дистанционного психолого-педагогического консультирования актуально и современно, поэтому данный опыт работы планируем распространить во все службы психолого-педагогического сопровождения при детских домах республики, тем более, что данный эксперимент состоялся по предложению Министерства образования Республики Башкоростан.