Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие позитивной Я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря» (инновационный проект)


Авторы:
Залецкая Светлана Евгеньевна
Галич, Костромская область
Огурцова Юлия Сергеевна
Галич, Костромская область

Актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Актуальность. Школа для старшеклассника является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются его жизненные события, в которых он решает свои актуальные проблемы развития. Период ранней юности — это период острых противоречий в развитии личности ребенка. У старшеклассника ярко проявляют себя притязания на взрослость и социальное признание, углубляется самоанализ, происходит активное развитие самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению. В то же время «образовательная система России в течение длительного времени не имеет ни концепции воспитательной работы, ни развернутых рекомендаций по ее организации» (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко). Имеющиеся противоречия обусловили проблему, связанную с сущностью и содержанием технологий развития Я-концепции подростков в образовательном процессе, и определили выбор темы проекта: «Программа развития позитивной Я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря».

Теоретическая значимость проекта.

  1. Теоретически осмыслено и уточнено с позиции цели настоящего исследования понятие Я-концепция старшеклассника.
  2. Определена совокупность методик по исследованию уровня развития Я-концепции личности старшеклассника.
  3. Экспериментально доказана позитивная динамика в развитии Я-концепции личности старшеклассника по мере усвоения разработанных специальных психологических занятий.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при проведении диагностических обследований старшеклассников, направленных на изучение особенностей Я-концепции; определении характера рекомендаций, необходимых для оптимизации процессов психолого-педагогического сопровождения старшеклассников; психологическом консультировании, групповой и индивидуально-ориентированной психокоррекционной работе. На основе результатов исследования была разработана и апробирована программа развития Я-концепции старшеклассников в условиях летнего лагеря.

Цели и задачи.

Цель проекта: апробирование различных технологий развития «Я-концепции» старшеклассников в специально организованных социально-психологических условиях (в условиях психологического лагеря).

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.

  • Определить типичные для старшеклассников жизненные проблемы.

  • Оценить остроту переживаний жизненных проблем.

  • Изучить особенности применения различных технологий развития Я-концепции.

  • Апробировать различные технологии развития позитивной Я-концепции старшеклассников в условиях психологического лагеря.

  • Определить эффективность апробированных технологий.

  • Реализация проекта.

Участники: учащиеся 10-х классов МОУ лицея №3 г. Галича, всего 38 человек в возрасте 16 -17 лет. Из данной выборки была сформирована группа в количестве 12 человек: 5 юношей и 7 девушек.

Этапы:

1 этап: апрель–май 2012 — изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме, проведение первичного психологического обследования старшеклассников, индивидуальные беседы с учащимися по вопросам формирования группы.

Методы исследования: констатирующий эксперимент, направленный на диагностику проблемного поля старшеклассников — авторский опросник «Мир переживаний старшеклассника».

Результат: разработка программы лагеря, формирование группы.

2 этап: июнь 2012 г. — реализация программы летнего психологического лагеря для старшеклассников, повторная диагностика.

Методы: метод самоотчета — авторские анкеты «Обратная связь», методика изучения самооценки Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, проективный тест «Дом. Дерево. Человек», дневники настроения, анализ продуктов деятельности; формирующий эксперимент — программа развития «Я-концепции» у старшеклассников.

Результат: апробация технологий развития позитивной «Я-концепции» старшеклассника.

3 этап: сентябрь 2012 г. — обработка и анализ полученных результатов.

Методы: контрольный констатирующий эксперимент для оценки эффективности формирующей программы; метод самоотчёта.

Результат: определение эффективности апробированных технологий.

4 этап: декабрь 2012 г. — творческий отчёт о результатах реализации проекта в рамках городской научно-практической конференции исследовательских проектов.

Основные выводы.

  1. Возраст ранней юности является сензитивным для развития позитивной Я-концепции. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что особое внимание необходимо уделять коррекции эмоциональной, межличностной и рефлексивной сферы, развитию психологической компетентности старшеклассников в плане реализации потребностей в самопознании, безопасности, самовыражении и самоутверждении.
  2. Наиболее эффективными технологиями взаимодействия психологов со старшеклассниками являются деятельностные технологии, которые способствуют созданию условий для развития факторов (расширение самопознания, осознание своего коммуникативного потенциала, развитая эмпатия, владение техниками снятия напряжения, усталости, психологическая компетентность участников и др.), влияющих на позитивную Я-концепцию старшеклассников.
  3. Анализ деятельности участников программы показал наличие изменений, свидетельствующих о позитивной Я-концепции старшеклассников:
    • повысилась психологическая компетентность старшеклассников в системе понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций;
    • реализованы потребности в общении, самовыражении и самореализации, в защите и безопасности, самораскрытии и самопознании;
    • проявились такие качества, как уверенность в себе, открытость, доверие, коммуникабельность;
    • достигнуто состояние эмоционального благополучия: снято напряжения, снизилась тревога;
    • усилилась ориентация на будущее;
    • старшеклассники демонстрируют позитивное самовосприятие.
  4. Результаты практической апробации программы развития и коррекции Я-концепции в условиях летнего психологического лагеря доказали возможность ее позитивного развития.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su