«Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве» (монография)
Володина Ю.А., Матяш Н.В., Сидорина М.С. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. Монография. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 256 с.
Актуальность проекта.
Монография «Деинституционализация детей-сирот в открытой социокультурной среде» является результатом многолетней работы и сотрудничества авторов издания, научного коллектива Брянского государственного университета, психологов и педагогов детских домов и общеобразовательных школ-интернатов г. Брянска и Брянской области, преподавателей Брянского института повышения квалификации работников образования, комитета по науке администрации Брянской области.
Теоретическая и экспериментальная работа в области психологии сиротства подобного уровня была проведена впервые. Она имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как поиск эффективных путей решения проблемы сиротства был и остается на сегодняшний день актуальным направлением современной государственной политики.
Феномен сиротства в нашей стране обусловлен комплексом факторов, воздействующих как с внешней стороны общества (неэффективность правовых и социальных мер, низкая степень взаимодействия социальных институтов, консервативные подходы к системе подготовки сирот к жизни в обществе), так и являющихся результатом внутренних неадаптивных установок личности субъектов «сиротского» поля.
Происходящие в последнее время изменения, отраженные в политике деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяют разрушить сложившиеся стереотипы по отношению к статусу «ребенка-сироты». Разработка инновационных технологий, форм и методов работы с детьми «группы риска» становится приоритетной для большинства социальных институтов, целью которых является предотвращение попадания ребенка в интернатное учреждение и обеспечение защиты его прав и свобод в социальной системе.
Использование на практике механизма гражданских инициатив позволяет расширить практический опыт деинституционализации в ряде регионов России (г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге, Смоленской, Волгоградской, Брянской, Калужской, Новгородской областей, республике Карелия и др.) и странах СНГ (Казахстане, Беларуси, Украине и др.).
Расширение социокультурного пространства региона, в свою очередь, способствует поиску инновационных способов решения проблемы социального сиротства. Применение зарубежных методов работы относительно российской действительности позволяет реализовать проекты создания системы первичной и вторичной социализации детей-сирот, разработать новые модели и формы их жизнеустройства, обеспечить реализацию мероприятий по охране семьи и детства.
Объединение региональных служб социальной, правовой, медицинской и психологической помощи для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, дает возможность оказать комплексную адресную помощь ребенку по месту его проживания, эффективно выстроить систему функционального управления структурных учреждений органов социальной защиты и образования под управлением администрации области.
Определение приоритетных мер по воспитанию, обучению и развитию детей-сирот позволяет разработать перспективный план их социализации в обществе, усвоения культурных норм и ценностей, семейных традиций, сделать более прозрачным статус «ребенка-сироты», способствовать его принятию окружающей социальной средой.
Рассмотрение психологических особенностей детей-сирот в различные возрастные периоды способствует определению наиболее эффективных форм деинституционализации, решению задачи по уменьшению количества интернатных учреждений, их реорганизации, оказанию поддержки кризисным семьям с целью предотвращения попадания ребенка в детские дома и школы-интернаты, обеспечению эффективного социального и психологического сопровождения сирот на различных этапах получения образования и тем самым, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.
Научная и практическая значимость.
Уточнены понятия «институционализация» и «деинституционализация». Рассмотрены особенности и эффективные направления политики деинституционализации за рубежом (США, Франция, Германия, Австрия, Боливия, Нидерланды, Финляндия, Бельгия, Беларусь, Казахстан), практика социальной помощи детям-сиротам в России. Раскрыты основные подходы к политике деинституцинализации:
- на макроуровне: системно-правовой, предполагающий правовую ликвидацию учреждений (А. Зандер, А.Г. Анисимов, Е.З. Майминас, С.Г. Кирдина, Р. Шуламит и др.),
- на мезоуровне: социально-культурный, способствующий изменению статуса и структуры учреждения (Г. Феузер, Л.Д. Озарин, М.А. Мазур, Д.С. Норт, В.Л. Тамбовцев, М.В. Павенкова, Е. Сабуров, Э.Тоффлер, J. Woodall, H. Boyle, G. Dibella и др.),
- на микроуровне: психологический, направленный на преобразование деятельности субъектов учреждения (О. Шпек, А. Хинц, Г. Фойзер, М.А. Джагаров, Leona L. Bachrach, H. Richard Lamb, Б. Тьюк и др.).
Обобщение практики деинституционализации детей-сирот в Российской Федерации, материалов научно-практических конференций позволило выделить наиболее актуальные на сегодняшний день направления деинституционализации детей-сирот: развитие института социальной поддержки семьи и ребенка, поиск альтернативных путей решения проблемы социального сиротства; улучшение качества жизни тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут быть переданы в семьи на воспитание.
Определены и охарактеризованы основные формы (усыновление, приемная семья, опека и попечительство, патронатные семьи, семейные детские дома, социальные гостиницы и квартиры и др.) и инновационные технологии деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены их положительные и отрицательные стороны.
Разработана и теоретически обоснована психологическая модель деинституционализации детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. Раскрыты особенности ее практического применения в различные возрастные периоды (младенческий и ранний возраст, дошкольное детство, младший школьный, подростковый, юношеский возраст).
Определены пути психологического сопровождения семей, находящихся в кризисной ситуации, приемных семей, детей в альтернативных формах семейного устройства, в детских домах, школах-интернатах, в учебных профессиональных заведениях, на производстве. Разработаны и апробированы на практике программы психологической помощи. Представлены проекты социально-психологических порталов для детей-сирот, разработаны инновационные методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Обоснованы критерии сформированности психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе.
Основное содержание работы.
Глава 1. Деинституционализация детей-сирот: теоретико-научный аспект.
1.1. Политика деинституционализации в России и за рубежом.
1.2. Практическая реализация политики деинституционализации детей-сирот в современной России.
1.3. Направления, формы и технологии деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.4. Социально-психологическая модель деинституционализации детей-сирот в открытом социокультурном пространстве.
Глава 2. Деинституционализация детей-сирот в различные возрастные периоды.
2.1. Деинституционализация детей-сирот младенческого и раннего возраста.
2.2. Деинституционализация детей-сирот дошкольного возраста.
2.3. Деинституционализация детей-сирот младшего школьного возраста.
2.4. Деинституционализация детей-сирот подросткового и старшего школьного возраста.
2.5. Деинституционализация детей-сирот юношеского возраста.
Глава 3. Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.1. Психологическое сопровождение семей, находящихся в кризисной ситуации.
3.2. Психологическое сопровождение приемных семей.
3.3. Психологическое сопровождение детей-сирот в альтернативных формах семейного устройства.
3.4. Психологическое сопровождение детей-сирот в детских домах.
3.5. Психологическое сопровождение и социально-психологическая защита детей-сирот в общеобразовательных школах-интернатах.
3.6. Дистанционное психологическое сопровождение детей-сирот в учебных заведениях профессиональной направленности и на производстве.
Глава 4. Формирование психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе.
4.1. Предпрофильная подготовка как психолого-педагогическое средство открытой образовательной среды.
4.2. Исследование процесса социально-психологической реинтеграции детей-сирот.
4.3. Формирование психологической готовности детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе средствами предпрофильной подготовки.
4.4. Индивидуально-стилевые стратегии социально-психологической реинтеграции выпускников общеобразовательных школ-интернатов.
Результаты, выводы.
Политика деинституционализации детей-сирот, направленная на реорганизацию интернатных учреждений и переструктурирование системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе становится важным направлением в решении проблемы социального сиротства. Разработка инновационных технологий деинституционализации, форм и методов социального и психологического сопровождения детей-сирот в социокультурном пространстве определяет приоритетный путь реализации государственных целей и задач по охране семьи и детства.
Исследование механизмов деинституционализации оказывает существенное влияние на разработку эффективный ресурсной базы различных форм сопровождения детей-сирот на каждом возрастном этапе. Определение потенциала социокультурного пространства региона позволяет конструировать модель управления процессом жизнедеятельности ребенка-сироты и прогнозировать варианты процесса его социализации в обществе.
Включение интернатных учреждений закрытого типа в региональное социокультурное пространство позволяет трансформировать их границы как точечных образовательных сред, сделать их открытыми и прозрачными для внешних воздействий, и таким образом, обеспечить интеграцию данных структур в единое административное поле, решающее комплексные задачи по деинституционализации детей-сирот.
Подключение с другой стороны, семьи, как источника ретрансляции социокультурных норм и ценностей, к воспитанию ребенка-сироты, оказывает перекрестное влияние на усвоение им основных позитивных установок общения и форм поведения с последующим переносом их в новое социальное поле.
Вместе с тем деинституционализация детей-сирот предполагает расширение спектра индивидуальных видов поддержки, адекватных внутреннему миру конкретного ребенка, имеющего «свой набор» социальных и психологических проблем.
Комплексная защита детей-сирот и целенаправленное их психолого-педагогическое сопровождение способствует реализации жизненных перспектив, становлению и развитию ребенка как полноценной личности, оказывает стимулирующее воздействие на его интеграцию в социокультурной системе, обеспечивает формирование позитивных ценностных установок и адаптивных форм поведения в отрытых социально-образовательных структурах.
Использование информационных ресурсов позволяет адаптировать учащихся к широкой социальной среде и подготовить их к самостоятельной жизни в обществе, обеспечивая безопасность личностных проявлений в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Разработка информационных баз данных о детях-сиротах и социально-образовательных порталов обеспечивает их дистанционную поддержку и защиту на протяжении всего периода адаптации и интеграции в общественной системе.
Отдельные этапы проведенного экспериментального исследования были поддержаны международными и отечественными грантами (EuropeAid в рамках Программы Сотрудничества Евросоюз-Россия (ТАСИС), НФПК Проект «Информатизация системы образования» и др.).
Результаты работы, представленные на Всероссийских и областных конкурсах (Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу 2008 года среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений Фонда развития отечественного образования, г. Сочи (Диплом лауреата); Областные конкурсы научных работ «Современные научные достижения — Брянск» 2009, 2010, 2011 гг. (Дипломы I, II, III степени); Всероссийский конкурс «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере — 2012» (Диплом лауреатов конкурса), Конкурс на лучшую научную работу ученых «Наука области — Брянщине (2012)» (Диплом II степени), получили положительную оценку со стороны научного сообщества, психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Основные теоретические положения, практические выводы, методические разработки были включены в «Информационно-дидактический комплекс — Психология развития» (Свидетельство о государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2011620698 от 29.09.2011 г.), рекомендованный к применению в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; представлены на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, опубликованы в научных рецензируемых журналах («Наука и школа», «Человек и образование», «Вестник Брянского государственного университета», «Психологическая наука и образование», «Педагогическая наука и образование», «Ярославский педагогический вестник», «Омский научный вестник»).