Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Опросник самооценки психического "выгорания" педагога» (печатное издание)


Актуальность проекта.

Актуальностью и социальной значимостью темы синдрома психического «выгорания» является сложный характер данного феномена, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Проблема проявления психического «выгорания» и его влияние на профессиональную деятельность представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья специалистов, работающих в сфере «человек — человек». Созданием диагностического инструментария для выявления синдрома занимались ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, например H.J. Freudenberger использовал метод систематического наблюдения. D.S. Forney, F. Wallase-Schutzman и Т.Т, Wiggers изучали психическое «выгорание» на основе структурированного интервью. М. Нааск, и J.W. Jones применяли проективное рисование. J.P. Rafferty, J.P. Lemkou и R.R. Purdy дли оценки «выгорания» использовали метод самооценки. Одним из наиболее известных методик диагностики психического «выгорания» является опросник MBI (Maslach Burnout inventory), созданный С. Maslach и S.E. Jackson в 1979 году. Авторы MBI понимают под психическим «выгоранием» синдром, имеющий три основных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Другим известным опросником является опросник ВМ (Burnout Measure), созданный А.М. Pines и Е. Aronson в 1988. Согласно авторам теста, «выгорание» представляет собой состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально нагруженных ситуациях (Pines, Aronson, 1988). M.J. Fimian в 1984 году создал Teacher Stress inventory (Опросник Учительского стресса), который направлен на диагностику личностного и организационного аспекта «выгорания», сконструирован для учителей (Fimian, 1984). Отечественными исследователями также были созданы опросники, позволяющие измерить уровень психического «выгорания». А.А. Рукавишниковым и В.Е. Орлом был создан «Опросник психического «выгорания» для учителей», включающий в себя шкалу психоэмоционального истощения, шкала личностного отдаления и шкала профессиональной мотивации (Рукавишников, Орёл, 2001). При этом следует отметить, что, не смотря на очевидный прогресс в создании диагностического инструментария психического «выгорания», возникает необходимость расширения ассортимента инструментария диагностики психического «выгорания» в отечественной психологической практике.

Научная и практическая значимость.

В процессе разработки новой психодиагностической методики проанализированы различные подходы к определению содержания и структуры синдрома психического «выгорания» (Г.С. Абрамова, М.В. Барабанова, Т.В. Большакова, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.В. Козина, Е.И. Лозинская, В.В. Лукьянов, В.И. Курпатов, И.Г. Малкина-Пых, А.К. Маркова, В.Е. Орёл, Т.И. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, Т.В. Форманюк, N.M. Arthur, M. Burisch, C. Cherniss, G. Corey, H.J. Freundenberger, C. Maslach et.al., S. Naisberg-Fennig, et.al., W.S. Paine, В. Perlman, E. Hartman, A. Pines, W. Schaufeli et.al., N. Schmitz et.al., A. Shirom, A. Storr, P.I. Thornton, G. Van Humbeeck et.al., A. Weber, A. Jaekel-Reinhard).

Психическое «выгорание» педагога рассматривается нами как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, которое характеризуется негативным отношением специалиста к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги), к макросоциальному окружению, к профессиональной роли и искажением восприятия временной перспективы. При создании данного определения мы опирались на концепцию С. Maslach, которая считала, что синдром «выгорания» является результатом профессиональных проблем и диагностика чувств, тесно привязанных к профессии, отделяет «выгорание» от других более общих состояний, таких как депрессия, которые могут быть обусловлены и непрофессиональной жизнью (Maslach, 1996).

Согласно анализу теоретических представлений, получивших ранее эмпирическое обоснование, измерение синдрома психического «выгорания» должно опираться на ряд основных характеристик (Мерзлякова, 2012):

  1. негативное отношение к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги);
  2. негативное отношение к макросоциальному окружению;
  3. негативное отношение к профессиональной роли;
  4. искажение восприятия временной перспективы.

Разработана психодиагностическая методика самооценки синдрома психического «выгорания» педагога, проанализированы показатели надёжности и валидности опросника.

Результаты психометрической проверки указывают на возможность использования разработанной методики в исследовательских целях.

Основное содержание работы.

В основе анализа понятия синдрома психического «выгорания» лежат разработанные к настоящему времени в отечественной и зарубежной науке подходы к определению содержания и структуры психического «выгорания», согласно которого данный феномен является профессиональным, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего в профессиях социального типа. По итогам теоретического анализа, было сформулировано понятие, синдром психического «выгорания», определена структура данного феномена.

Для изучения синдрома психического «выгорания» педагогов был разработан Опросник самооценки психического «выгорания» педагогов (ОСПВ). В опросник были включены четыре шкалы, названных соответственно Шкалами негативного отношения к микросоциуму, негативного отношения к макросоциуму, негативного отношения к профессиональной роли и искажение восприятия временной перспективы. Кроме того, основываясь на данных и ряда исследова­ний и опираясь на более детальное изучение теоретических подходов мы выдвинули предположение о том, что кроме показателей «выгорания» по отдельным шкалам, необходимо оценивать и показатель общего уровня психического «выгорания». Это позволило бы оценить насколько данный феномен подвергает своему влиянию того или иного профессионала. Кроме того, в данном случае мы могли бы оценить не только степень выраженности данного феномена у конкретного индивида, но и оценить какая составляющая данного феномена выражена наиболее сильно. Исходя из этого, наряду с упомянутыми шкалами, был введен показатель общего уровня психического «выгорания» или Индекс психического «выгорания»).

В соответствие с операциональными определениями к каждому конструкту был составлен текст первичной формы Опросника самооценки психического «выгорания», включающий 38 пунктов. Каждый пункт включал в себя шкалу высказываний от полного отсутствия симптомов психического «выгорания» до крайней выраженности показателей данной шкалы. «Шкала негативного отношения к микросоциуму» состояла из 10 пунктов, «Шкала негативного отношения к макросоциуму» — из 8 пунктов, «Шкала негативного отношения к профессиональной роли» — из 9 пунктов и «Шкала искажение восприятия временной перспективы» — из 11 пунктов.

В процессе исследования были изучены психометрические показатели теста: репрезентативность, общая и ретестовая надежность теста, конструктная, содержательная и критериальная валидность.

Результаты, выводы.

Необходимость исследования синдрома психического «выгорания» и создания методики по его измерению обусловливается как теоретическими потребностями психологической науки, так и запросами практики. На основании разработанного нами теоретического конструкта была создана методика. При ее создании мы исходили из необходимости измерения синдрома психического «выгорания» как единого интегрального показателя, а также и его составляющих, описывающих различные характеристики синдрома психического «выгорания». Настоящее исследование по разработке методики измерения уровня психического «выгорания» и его психометрическая проверка показали, что опросник самооценки синдрома психического «выгорания» может использоваться в исследовательских целях в качестве надежной методики его фиксации. Опросник включает интегральную шкалу уровня самооценки психического «выгорания», а также четыре коррелирующих между собой шкал: негативного отношения к микросоциуму; негативного отношения к макросоциуму; негативного отношения к профессиональной роли; искажения восприятия временной перспективы. Мы предполагаем, что использование данной методики в практической деятельности психологов будет эффективным как в профилактике, так в коррекции синдрома психического «выгорания».



Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su