«Организация школьной медиации на примере создания Центра урегулирования конфликтов в образовательной системе» (организация центра и подготовка методического обеспечения)
Актуальность.
Школьная медиация — актуальная проблема для образовательной системы России. Эта тема до сих пор методологически не была детально проработана. Создавая систему школьной медиации в России, многие видели ее в форме школьной службы примирения, в которую входит команда взрослых и подростков, прошедших тренинг по разрешению конфликтов в подростковой среде по методике восстановительной медиации. Предлагаемый проект содержит описание другой модели организации школьной медиации на примере создания Центра урегулирования конфликтов в образовательной системе.
Тема освоения новой модели построения толерантного отношения в школе посредством использования школьной медиации на примере создания такого Центра -очень актуальна для нашего Краснодарского края и страны в целом. Фактическая реализация проекта школьной медиации по предлагаемой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и способствовать формированию толерантности в современном образовательном пространстве и повышению психологической культуры личности сторон образовательного процесса, развитию гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора Центра. По нашему мнению, создание в образовательных учреждениях Комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 45 нового закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ 21.12.2012г.), не сможет разрешить всех вопросов в образовательной сфере, поскольку проблема может быть значительно шире той компетентности, которой обладает Комиссия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. №1916-р был утвержден план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В п.64 Плана указано на необходимость разработки в срок до августа 2013г. методических рекомендаций по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях. В предлагаемом проекте рассмотрен не только концептуальный замысел создания Центра, но и раскрыто содержание нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.
Цели и задачи.
Цель: проработать модель создания Центра урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.
Задачи:
-
Определить наиболее эффективную модель работы Центра:
- работа школьного медиатора в Центре («Скорая помощь»);
- создание Центра при образовательном учреждении и подготовка кадров.
- Определить перспективные направления работы Центра на территории г.Армавира и близлежащих районов
- Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы Центра по взаимодействию с образовательными заведениями;
- Провести работу по организации взаимодействия Центра с образовательными заведениями города и близлежащих районов
- Определить этапы деятельности Центра
- Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора Центра со сторонами конфликта в образовательной системе
- Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта
- Разрешение конфликта по обращению участников образовательного процесса к профессиональному медиатору Центра
- Популяризация «Школьной медиации»
Содержание (или этапы) проекта.
Участники проекта: профессиональный медиатор Центра урегулирования конфликтов и стороны образовательного процесса.
Проект реализовывается поэтапно:
Первый этап — провести анализ и изучить перспективные направления работы Центра на территории г.Армавира и близлежащих районов. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.
Второй этап — организовать взаимодействие Центра с образовательными заведениями города и близлежащих районов
Третий этап — обеспечить потребности образовательных учреждений в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация»
Результаты и выводы.
Ожидаемые результаты.
На основе разработанной в методическом пособии модели , Центр осуществляет свою деятельность по принципу работы «скорой помощи». Школьный медиатор работает на профессиональной основе по заявлению сторон образовательной системы. Такая модель организации работы Центра позволит сэкономить бюджетные средства на подготовку школьных медиаторов в каждой школе, позволит получить больший эффект от работы компетентного медиатора, получившего специальную подготовку и соблюдающего принципы работы медиатора и кодекс профессиональной этики медиаторов;
Обеспечена потребность сторон образовательного процесса в работе профессионального «школьного медиатора», а также в методическом обеспечении его деятельности.
Результаты проекта:
- Создан Центр урегулирования конфликтов, в котором работает профессиональный медиатор Полилей А.Ю.), определены перспективные направления его работы;
- Проводится работа по организации взаимодействия Центра с образовательными заведениями города и близлежащих районов
- Разработана 1 часть методического пособия «Школьная медиация».
Дальнейшее развитие проекта:
- Планируется дальнейшая работа по организации взаимодействия Центра урегулирования конфликтов с образовательными учреждениями;
- Разрабатывается проведение практических занятий по теме: «Школьная медиация» в учебных заведениях различных видов, анализ специфика работы образовательных учреждений всех уровней и выделение типичных конфликтов;
- Разрабатывается 2 часть методического пособия «Школьная медиация», в которой раскрывается содержание психолого-педагогического сопровождения работы Центра в зависимости от вида, специфики работы образовательных учреждений, категории конфликта, с проведением сравнительного анализа приемов и методов работы школьного медиатора в различных категориях образовательных учреждений;
- Проводится дальнейшая работа по популяризации и продвижению «Школьной медиации».