Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2012 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология позднего периода жизни» (учебное пособие)

Автор:

  • Юсупов Ильдар Масгудович

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии развития факультета психологии и педагогики, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (Казань)

Юсупов И.М. Психология позднего периода жизни: Учебное пособие. — Казань: Изд-во «Познание», 2012. — 232с.: ил. ISBN 978-5-8399-0403-3

Актуальность, научная и практическая значимость

Население страны стареет быстрее, чем население ближневосточного зарубежья. Демографический спад 90-х годов ХХ века в России эхом отозвался в современности. Ныне государство испытывает кадровый дефицит молодежи во всех сферах экономики, что угрожает национальной безопасности в обозримом будущем. Профессионалы, достигнув старшего возраста, по ряду социально-экономических причин оказались невостребованными, выброшенными за борт общественной жизни. При этом их психофизиологический ресурс ещё позволяет продуктивно трудиться. Подобранные научные методики психосоциальной диагностики раздвигают грани возможностей психологов и врачей по определению круга профессий для лиц старшего поколения, в которых они могли бы оставаться полезными отечеству.

Мировой геронтопсихологией накоплен ёмкий исследовательский материал, подчас мозаично и фрагментарно представленный в университетских программах подготовки психологов-профессионалов. Ранее увидевшие свет книги М.Д.Александровой (1973), Н.Ф.Шахматова (1996), А.А.Реана (2001), Я.Стюарт-Гамильтона (2002), Т.И.Безденежной (2004), Р.А.Моуди (2005), справочник И.Г.Малкиной-Пых (2005), пособие под ред. Г.С.Никифорова (2007) и др. написаны как научные монографии. В этом аспекте есть надежда, что научно-учебное пособие восполнит образовавшийся дидактический пробел.

Содержание охватывает теоретические законы психогенеза, физиологические, психологические и психопатологические проблемы старения. Приводятся рекомендации профилактики старения, накопленные в опыте геронтопсихологии и социальной медицины.

Содержание

Предисловие

3

Старение и старость

4

Соотношение психологического и хронологического возрастов

5

Общие законы психогенеза

10

Механизмы развития в пожилом возрасте

14

Теории старения и старости

16

Биологические теории старения

17

Социальные концепции старения

21

Психоаналитические взгляды на старение

23

Факторы, влияющие на старение

26

Физиологические изменения в пожилом возрасте

31

Костно-мышечный аппарат

31

Кожа и подкожная клетчатка

32

Возрастные изменения волос

33

Дыхательная система

33

Сердечно-сосудистая система

34

Пищеварительная система

35

Мочевыделительная система

36

Старение мозга

37

Половые различия старения

39

Особенности мужского старения

 39

Особенности женского старения

40

Изменения сенсорной чувствительности в пожилом возрасте

43

Зрительные ощущения

44

Слуховые ощущения

47

Обоняние

50

Вкусовая чувствительность

53

Тактильная чувствительность

54

Болевая чувствительность

55

Психологические особенности пожилого возраста

57

Внимание

58

Память

58

Интеллект

59

Аффективные расстройства в пожилом возрасте

62

Кризисы пожилого возраста

66

Кризис ухода на пенсию (удаление от дел)

66

Кризис «узелкового периода»

67

Консультирование психологических кризисов

69

Психосоциальные новообразования пожилого возраста

73

Психологические типы пожилых людей

78

Особенности Я-концепции пожилых людей

85

Условия успешной адаптации к старости

87

Психопатология старения

90

Деменция

90

Деменция при болезни Альгеймера

91

Болезнь Крейтцфельда-Якоба

97

Деменция при болезни Пика

99

Болезнь Паркинсона

101

Хорея Гентингтона

106

Синдром Корсакова

107

Дисциркулярная энцефалопатия

109

Завершение жизненного пути

113

Основные психические установки, ведущие к самоубийству

115

Психопрофилактика назревающего суицида

117

Переживание ухода в безвременье

118

Темы семинарских занятий

122

Тестовые задания

123

Словарь терминов

131

Рекомендуемая литература

142

Исследовательские методики для пожилых людей

143

Результаты, выводы.

Структура учебного пособия отвечает требованиям УМО Министерства образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения для специальности 030300.62 "Психология" (бакалавриат) и включает: теоретический материал, программы компьютерного тестирования и семинарских занятий, вопросы для обсуждения, словарь употребляемых в тексте терминов, список изданной в XXI в. основной литературы и психодиагностические методики для обследования пожилых людей.

Методические материалы, включенные в издание, используются геронтопсхихологами в медико-социальной экспертизе, а также в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе