«Навстречу будущему» (долгосрочный психологический проект)
Постановка проблемы.
Наиболее сложным с точки зрения личностного развития ребенка является подростковый возраст, который характеризуется интенсивными психологическими и физическими изменениями. В силу этого, подросток вынужден постоянно приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, особенно в школьной жизни, что не всегда происходит успешно. Поэтому именно в подростковом возрасте дети чаще всего оказываются в кризисных ситуациях. К этой проблеме относится девиантное поведение подростков, употребление ПАВ, попытки суицида, конфликты со сверстниками и родителями, социальное неблагополучие семьи, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, затруднения в учебе, низкая учебная мотивация. Необходимо наиболее эффективное социально-психологическое сопровождение учащихся, позволяющее подросткам быть адаптированными к условиям современной школьной жизни.
Создание комнаты социально-психологической адаптации, оснащение его специальным (сенсорным) оборудованием и мебелью поможет оказать эффективную помощь школьникам-подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации и способствовать адаптации в обществе. Оснащение комнаты именно сенсорным оборудованием позволяет выполнить важные процедуры психологического воздействия на школьников: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса к познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; коррекцию психоэмоциональных состояний. Специальное оборудование необходимо для стимуляции сенсорных процессов, психоэмоциональной разгрузки, коррекции специфических возрастных нарушений поведения, агрессивности, тревожности.
Целевая группа: школьники-подростки.
Цели и задачи.
Цель проекта: повышение эффективности социально-психологической помощи подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации.
Задачи:
- Создание комнаты социально-психологической адаптации.
- Оснащение комнаты социально-психологической адаптации специальным (сенсорным) оборудованием и мебелью.
- Повышение качества социально-психологической помощи подросткам.
- Повышение уровня адаптации подростков в обществе.
- Реализация проекта.
Механизм реализации:
1 этап — организационно-подготовительный.
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Привлечение партнеров для реализации проекта: группа волонтеров из педагогов школы,директор школы, заместитель директора по ВР, родители.
- Подготовка помещения.
- Изучение предложения на рынке по изготовлению сенсорного оборудования.
2 этап — реализация
- Приобретение и доставка специального (сенсорного) оборудования и мебели .
- Установка оборудования и мебели в комнате социально-психологической адаптации (Закуплено и установлено сенсорное оборудование: воздушно-пузырьковая колонна с мягким основанием, подсветка снизу ( высота 2 м), «Звездный дождь» ( световое оборудование с фибероптическими волокнами), светодиодная нить с контроллером, два проектора :«Морские волны» и «Северный полюс», сухой бассейн (шестигранный) с шариками, столик для рисования песком. Для создания комфортных условий занятий с детьми приобретен комплект мягкой угловой мебели, включающий в себя диван, столик, кресла-груши с гранулами из искусственной кожи (3 шт.) и угловой диван).
- Организация занятий с подростками.
3 этап — итоговый
- Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.
- Круглый стол социально-психологической службы района.
- Опрос педагогов, родителей и подростков на предмет их отношения к эффективности и значимости проекта
- Освещение итогов реализации проекта в районной газете .
Результаты и выводы.
Ожидаемые результаты:
- Создание комнаты социально-психологической адаптации для подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.
- Оснащение комнаты социально-психологической адаптации специальным (сенсорным) оборудованием и мебелью.
- Повышение качества социально-психологической помощи подросткам.
- Повышение уровня адаптации подростков в обществе.
Результаты.
У подростков школы повысился уровень адаптации на 12 %, повысился уровень учебной мотивации на 11%, снизилось количество учащихся, состоящих на учете на 10%.
Путем проведения опроса педагогов, учащихся и их родителей на предмет выяснения их мнения о проекте, выяснена высокая степень удовлетворения результатами. Также был организован круглый стол психологической службы Краснозерского района, где предметом обсуждения были результаты и перспектива проекта «Навстречу будущему». Педагоги-психологи, руководитель образовательного подчеркнули значимость данного проекта для современной школы и дали высокую оценку его результатам.
Дальнейшее развитие проекта.
В 2013 году планируется продолжение проекта, улучшение материальной базы путем участия в конкурсе социально значимых проектов Новосибирской области. Планируется финансовая поддержка администрации школы и спонсоров среди родителей школьников.