Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Семинар-тренинг по обучению педагогов навыкам конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по вопросам профилактики употребления ПАВ "От учительства к тренерству"» (образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа для педагогов)


Актуальность, научная и практическая значимость.

В последнее время сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с аддиктивным поведением. Задача педагогов образовательных учреждений состоит в том, чтобы сформировать у несовершеннолетних негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табака.

Необходимо научить учителей проводить классные часы, родительские собрания, педагогические советы с использованием интерактивных технологий, позволяющих посредством диалога осуществлять взаимодействие учителя с обучающимися, родителями, коллегами.

Такой вид общения способствует взаимодействию, взаимопониманию, совместному решению и принятию значимых для каждого участника задач. В связи с этим у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли и чувства.

При такой организации работы участники не только выражают свое мнение, но и учатся уважать мнения других, делать обоснованные заключения и выводы.

Научная значимость:

  • конкретизировано понятие «аддиктивное поведение»;
  • определены современные подходы, уровни и стратегии антинаркотической профилактической работы среди детей и молодежи;
  • определена сущность и содержание системы организации работы образовательного учреждения по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения подростков;
  • разработана и апробирована система занятий, направленных на профилактику и предупреждение аддиктивного поведения.

Теоретическая значимость. Расширение научного представления о психологических аспектах профилактики аддиктивного поведения у подростков, посредством интеграции взаимодействия между подростками, родителями и педагогами.

Практическая значимость. Совершенствование психолого-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цели и задачи.

Цель проекта — отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного конструктивного психолого-педагогического взаимодействия с коллегами, учащимися, родителями и ближайшим окружением с целью оздоровления условий жизнедеятельности в семье и школе.

Задачи проекта:

  1. Привлечение педагогических работников к деятельности по первичной профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся и их родителей посредством использования инновационных, интерактивных технологий.
  2. Расширение приемов и методов профилактической антинаркотической работы.
  3. Формирование творческой группы педагогов для осуществления постоянной антинаркотической работы с обучающимися и их родителями.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Участники проекта: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений области.

Форма организации и проведения:

  • мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ;
  • практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций.

Специфика занятий. Эффективность зависит от степени заинтересованности, инициативности и желания педагогов научиться новым формам работы с обучающимися по профилактике вредных привычек, а также от высокого эмоционального подъема ведущего, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.

Данный проект включает образовательный и просветительский компоненты и состоит из 4-х этапов:

  1. Введение в тренинговую программу.
  2. Информационно-образовательный модуль.
  3. Интерактивный модуль.
  4. Обобщение результатов тренинговой работы.

На 1 этапе ведущий сообщает о цели тренинга, информирует о режиме работы (перерывы, дополнительная информация). Тренинг традиционно начинается с представления ведущего и участников (по кругу), обмена своим состоянием и настроением, выработке правил работы группы. После этого предлагаются упражнения на снятие напряжения и расширение представлений участников друг о друге, что позволяет создать атмосферу, располагающую к сотрудничеству, доверию и открытости.

2 этап включает в себя теоретические аспекты работы образовательного учреждения по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде.

3 этап — это практико-ориентированное обучение интерактивным методам психолого-педагогического воздействия.

4 этап — подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Интеграция опыта, полученного в ходе программных мероприятий.

Результаты, выводы.

В 2012 году по данному проекту прошли обучение 160 педагогов в рамках Областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2012».

Результаты работы способствовали повышению профессиональной компетенции педагогических работников в области профилактики ПАВ и применения интерактивных технологий с детьми и родителями. Разработанная программа способствует пониманию педагогами необходимости и значимости ведения систематической антинаркотической работы по первичной профилактики аддиктивного поведения со всеми участниками образовательного процесса.

У педагогов после проведения работы по проекту:

  • сложилось четкое представление о системе организации работы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся;
  • повысилась мотивация к проведению работы по профилактике ПАВ с использованием интерактивных технологий;
  • укрепилась уверенность в собственных воспитательных возможностях;
  • сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su